Скоро исполнится сто лет часовой мастерской на Стоялой улице в Рыбинске. Рассказываем о часовых волшебниках, которые там работают
Для одних людей они – стильный аксессуар, для других – почти анахронизм, а для кого-то – самая дорогая вещь. Пожалуй, часы – одно из самых незаменимых изобретений человечества.
Часы постоянно в движении, усердно отсчитывают секунды, часы, жизнь. Иногда они ломаются, и тогда их несут в мастерскую, к загадочным людям, которые видят мельчайшие детали, шестеренки механизмов, могут заставить их вновь крутиться.
Такие волшебники есть и в Рыбинске. Они работают в часовой мастерской на Стоялой улице, которая скоро отметит вековой юбилей.
Склонив головы над столами, под светом ярких ламп, часовщики скрупулезно ремонтируют точные механизмы. У них под рукой – десятки мельчайших деталей – корпуса часов, шестеренки, стекла, рубиновые камни, которые раньше были в любых механических часах отечественного производства.
Их ремесло – вымирающее. Часовщиками работают энтузиасты своего дела с многолетним стажем. А вот молодежь себя в этой профессии не видит.
— Не каждый может заниматься ремонтом часов. Это кропотливая, нелегкая работа. Практически у всех часовщиков рано или поздно появляются проблемы со зрением, спиной. Плюс ко всему, не доходное у нас дело, материалоемкое. В мастерской всегда должен быть приличный запас запчастей, а они дорогие, — рассказывает директор часовой мастерской, специалист с сорокалетним стажем Людмила Морозова.
Мы беседуем с ней в разгар рабочего дня. В мастерскую периодически заходят горожане – молодые и пожилые, приносят часы в ремонт. Здесь рады всем.
Некоторое время назад мастера опасались, что часы уйдут в прошлое. Казалось, зачем их покупать, если можно смотреть время на сотовом телефоне? Но часы выжили. Многие пользуются ими по старой привычке, носят на запястье, потому что это удобно, а для кого-то они являются стильным аксессуаром.
Удивительно, но еще лет сто назад стать часовщиком было не так просто. Этому ремеслу нигде специально не учили. Новички просто смотрели, как работают старые мастера, перенимали опыт. Часовщики приводили в мастерские своих детей, родственников, которые потом продолжали их дело.
— У нас тоже большую часть коллектива когда-то привели работники мастерской. Здесь остаются только самые преданные делу люди, — говорит Морозова.
Уважаемый всеми мастер Геннадий Крылов пришел сюда вслед за двоюродной сестрой. За долгие годы он стал непревзойденным специалистом по ремонту настольных часов, будильников. В руки часовщика попадают прекрасные образчики советского часового производства – в каменных корпусах, украшенные эмалью. Впрочем, к обычным будильникам мастер относится не менее бережно, чем к ценным семейным раритетам.
Анну Соколову в мастерскую привел отец Николай. Он мог починить любые часы, мастерил мебель из дерева и обладал хорошим музыкальным слухом. Дочь стала таким же профессионалом – ей доверяют чинить дорогие швейцарские и японские наручные часы.
А вот сама Людмила Морозова попала сюда случайно. В свое время ее бабушка услышала по радио объявление о наборе учебной группы и предложила внучке освоить профессию часовщика. Та послушалась и уже больше сорока лет занимается этим увлекательным делом. Она говорит, чтобы освоить ремесло часовщика, требуется не менее пяти лет. В советские времена, чтобы разобраться в тонкостях часовых механизмов, будущие специалисты ездили на производство, изучали, как делают часы.
— Прежде в стране работало семнадцать часовых заводов. Сейчас – ни одного. Все, что делают якобы отечественные производители, – это китайские пластмассовые механизмы в красивых, но таких же пластмассовых корпусах. Раньше мы бывали практически на всех предприятиях, где производились часы, ездили в Москву, Санкт-Петербург, Углич, Минск. После развала Советского Союза пришел конец общей системе обучения специалистов сферы быта, в том числе и часовщиков. С тех пор приходится до всего доходить только своим умом, изучать старые книги, — рассказывает руководитель.
Жизнь внесла и другие коррективы в работу часовщиков. Раньше в ремонтном цехе на улице Пушкина трудилось 40 человек, в ремонт сдавалось по 50-70 часов в день. Сейчас в мастерской всего четверо работников.
— Раньше люди шли к нам постоянно. Большинство не могли обходиться без часов, да и ремонт стоил недорого – от 2 до 6 рублей. Запчасти были доступными, потому что заводы по заявкам поставляли все необходимое. А сейчас найти необходимую деталь для ремонта намного сложнее. Нас выручает то, что расходные материалы для некоторых моделей часов остались еще с прежних времен. Запчасти для импортных часов приходится заказывать на интернет-сайтах. Стоят они недешево, что сказывается на цене ремонта, — говорит Морозова.
Знакомые и друзья часто интересуются у Людмилы Морозовой, какие часы лучше купить? В ответ она лишь разводит руками – найти качественное изделие сейчас непросто. Даже дорогие импортные механизмы могут быть наполовину пластмассовыми. Что уж говорить о дешевых китайских подделках за 300 рублей. Такие часы люди ремонтировать не спешат. Зачем? За такие же деньги можно купить новые. Пусть они проходят недолго, зато можно менять чуть ли не каждые полгода.
— Поэтому вдвойне приятно, когда люди приносят старые механические часы, говорят: «Как хорошо, что вы есть». Помню, как одна клиентка принесла на ремонт семейную реликвию. Попросила сделать часы как можно быстрее. Сказала, что так привыкла к их размеренному тиканью, что без него ей кажется, будто в доме что-то не так. Я ее понимаю. У механических часов есть душа. Они словно живые. Меня давно не удивляет, что, например, в преддверии Нового года нам нередко несут поломанные часы с маятниками и гирями. Их хотят привести в порядок для того, чтобы в полночь встретить праздник под их бой, — рассказывает Морозова.
У них в мастерской тоже есть такие часы. Очень старые, в красивой деревянной раме. Они «приехали» с дачи одной из сотрудниц. Пришлось их немного модернизировать, заказать новые гири, и теперь это их талисман. Неоднократно клиенты просили продать эти часы, но для рыбинских часовщиков они слишком дороги.
Отдавая дань уважения механическим часам, мастера признают преимущества кварцевых, которые сейчас заполонили рынок. Эти рабочие лошадки с относительно нехитрой начинкой просты в эксплуатации. Иногда мастера по просьбе клиентов меняют механическую начинку на кварц, и любимая вещь вновь радует глаз и отсчитывает время.
Людмила Морозова признается, что, несмотря на административную работу, она любит поломать голову над неисправными часами, заставить их вновь ходить. Это занятие ее успокаивает, заставляет отвлечься от повседневной рутины. Такой релакс необходим, ведь за последние год-полтора мастерская пережила несколько серьезных перемен. Во-первых, мастера были вынуждены переехать на новое место. Они освободили бывшую часовню подворья Югской Дорофеевой пустыни, сделали ремонт и новый вход в примыкающем помещении старинного здания и обзавелись стильной вывеской с часиками.
— Видимо, намоленые стены нам помогают справляться с трудностями, — улыбается Людмила Морозова. — Обновленную мастерскую наши клиенты оценили. Многие говорят, что здесь стало светлей и уютней. Стилизованная вывеска также получила одобрение.
Далеко на будущее работники часовой мастерской не загадывают, по сути, они живут сегодняшним днем, не желая оставлять дело, которому посвящено много лет. Они, как никто другой, умеют ценить время.