Каждый уважающий себя город должен иметь свой Арбат. И это не дань моде — интенсивное движение транспорта негативно влияет на сохранность историко-культурного наследия. Кроме того, пешеходные зоны нередко становятся стимулом развития бизнеса, культуры и туризма.
Николай Лосев (в прошлом – главный архитектор города, руководитель дирекции по историческому центру, председатель Рыбинского отделения ВООПИиК) вспоминает: о том, что транспорт необходимо выводить из исторического центра Рыбинска, местные архитекторы задумались еще в конце 80-х – начале 90-х годов прошлого века.
— Я тогда работал в МУП «Гражданпроект». Авторский коллектив предприятия начал разработку проекта детальной планировки реконструкции исторического центра. Уже тогда было понятно, что транспорт с Крестовой улицы надо уводить, потому что, проезжая по ней, автомобили, автобусы и троллейбусы создают вибрацию, которая крайне негативно влияет на сохранность памятников.
Большинство объектов историко-культурного наследия Рыбинска построены на бутовых фундаментах. Они не выдерживают нагрузки, которую создают тяжелые машины, в результате на фасадах многих домов мы видим трещины. Проблему усугубляет высокий уровень грунтовых вод, которые подтапливают здания, и через некоторое время спасти многие дома будет невозможно.
Достаточно взглянуть на план или карту Рыбинска, чтобы понять, что исторический центр является узлом пересечения основных транспортных магистралей, которые идут с запада на восток и с севера на юг, в их числе федеральная трасса «Ярославль – Череповец – Санкт-Петербург». Главная улица города выходит на нее, что еще больше увеличивает нагрузку на Крестовую.
— Не случайно в 70-х, к 200-летию Рыбинска, была построена Окружная дорога, позже возвели мосты через Черемуху и сделали развязку на улице Герцена, — говорит Николай Лосев. – Это в какой-то степени позволило решить проблему, но то количество транспорта, которое ежегодно появляется на улицах Рыбинска, требует новых решений. Нужно перераспределить потоки транзитного транспорта, например, строительством нового моста через Волгу, предусмотренного генпланом города, перевести часть потока с проспекта Ленина на развязку улиц Фурманова, Плеханова и Свободы через ул. Димитрова и т.п.
При устройстве пешеходной зоны архитектор предлагает вывести часть транспортных потоков на Волжскую набережную и улицу Герцена. Автобусы и троллейбусы могли бы ходить по Стоялой на Бульварную. На этой улице (в части, где она выходит ближе к собору) можно разместить остановки общественного транспорта.
— На Бульварной улице вполне реально организовать трехполосное движение, — уверен Лосев, — этого будет вполне достаточно, тем более что часть маршрутов можно направить со Стоялой по мосту на Горького. А много- численные автомобили, припаркованные в месте создания рыбинского Арбата, можно убрать в просторные дворы, расположенные внутри кварталов, или на улицы, перпендикулярные Крестовой.
Организация пешеходной зоны на Крестовой улице, по мнению архитектора, дала бы толчок к созданию торгового, туристического и культурного центра в районе исторических кварталов. Предпосылки для этого существуют и сейчас: все первые этажи используются под размещение магазинов и кафе, открываются частные музеи, летом около памятника Ленину стихийные выставки-продажи устраивают художники, народные мастера также испытывают потребность в реализации своих изделий. Были даже попытки создать открытые кафе под навесами на Стоялой улице, но из-за интенсивности дорожного движения они были пресечены.
Очень показателен пример с кофейней «Шоколадница». После реставрации дома № 21 по Крестовой иногородние инвесторы открыли в нем кафе. Это было знаковое событие для Рыбинска, ведь кофейни с вкусным названием принадлежат федеральной сети, ее появление, как и ресторанов быстрого питания «Макдоналдс», свидетельствует об особом статусе города. Но, просуществовав какое-то время на Крестовой улице, «Шоколадница» из Рыбинска исчезла. Возможно, этого бы не случилось, если б подход к кофейне был удобным и ее посетителям не нужно было пересекать проезжую часть.
— Еще в 80-90 годах мы с Людмилой Михайловной Марасиновой мечтали о том, что в Рыбинске будет активно развиваться туризм, — вспоминает Николай Александрович. — Для этого необходимо, чтобы гости города чувствовали себя комфортно и безопасно, чтобы они ходили по улицам свободно, а не выныривали на переходах из-под колес автотранспорта, как это происходит сейчас. Ведь что делается: чтобы пересечь Стоялую, двигаясь по правой стороне улицы Крестовой, нужно пройти три (!) перехода. О какой безопасности и удобстве движения пешеходов можно говорить?
— Все люди, не только туристы, но и жители Рыбинска, должны иметь возможность спокойно гулять по центру города, любоваться красивыми зданиями, а не смотреть по сторонам: пропустит ли тебя автобус на перекрестке или нет, — уверен Лосев.
По его словам, первая попытка организовать на Крестовой улице пешеходную зону была предпринята в конце 80-х, но пришли 90-е, городу стало не до перспективных проектов, реализовать идею не удалось. Сейчас, после организации кругового движения на Соборной площади, по мнению Николая Лосева, самое время вернуться к этой идее еще раз.
Ирина Коновалова, октябрь 2016 год.
Мне думается что пешеходная зона должна быть от соборной площади включительно до стоялой . Это было бы идеально со стороны туризма..
И еще было бы прекрасно сделать одностороннее движение по улицам Ломоносова, Гоголя возможно и Румянцевская. От Набережной до Герцена. Выделив одну полосу под перпендикулярную или диагональную парковку. И две для движения(если позволит ширина).
Это разгрузить и упорядочит движение.
Угробил город и теперь & витиевато рассуждает. А как же эти слова: «Что бы достичь эффективности работы времен Юрия Васильевича, нынешнему городскому руководству нужно очень, очень потрудиться! Оно, новое руководство в начале пути … и как сказал Юрий Васильевич: «…Следить можно за делами, а не за балабольством». Неужели прав бывший архитектор города и «камень», брошенный в балаболов, не пролетел мимо цели и города, который он разрушал?!…….
Значит проходящий транспорт по Крестовой разрушает старые здания,а если пустить транспорт по Бульварной то по мнению Лосева это будет безвредно.Или как?Где по мнению Лосева должны быть остановки общ.транспорта,если их убрать с Соборной пл.? Прежде надо думать об удобстве жителей Рыбинска.Летом 2018г Крестовая на время работ на Стоялой была перекрыта и что? Удобно было жителям ? Личный автотранспорт можно ставить в просторные дворы,которых в старой части города просто нет,как и то что перепендикулярные улицы уже забиты авто.
Время лосевых ушло. Градостроительные работы должны весьтись планово на переспективу,а не по прихоти очередного главы.А планов нет.Идет иммитация «великих» строек на Стоялой.
Он о своих шкурных интересах заботится, а не о Крестовой и пешеходной зоне. Причина одна — большая квартира в доме на углу улиц Крестовая и Ломоносова, окна которой выходят на проезжую часть…Загазованность зашкаливает и вонь несётся прямо в окна к лосеву…Вот и всё обьяснение…И туалет под стеной Собора по указанию урова наверняка он привязывал, прохиндей…