«Хочешь избежать критики – ничего не делай, ничего не говори и будь никем».
Элберт Грин Хаббард
Ах, как прекрасна власть, когда ее выбирают! Как нравятся нам убедительные кандидаты и их красочные плакаты! И каждый избиратель, решивший принять участие в выборах, строит планы на завтра – какую прекрасную жизнь власть ему устроит после голосования.
Отношение к власти меняется неуловимо почти в тот же миг, как заканчивается подсчет бюллетеней. И власть становится плохой с первого дня своего существования. Что за капризный пошел у нас избиратель?
— Капризный – совсем не то слово, которым стоит характеризовать переменчивость настроений, — говорит психолог Сергей Борзов. – Ожидания людей действительно трудно оправдать. Особенно если речь идет о местном самоуправлении. Это федералам легко и просто (хм, простите) отрезать кусок от государственно бюджета и решить чью-то проблему. Такие бюджеты, как в Рыбинске, не предназначены для нарезки. Они сами как один маленький кусочек, которым никого не успеваешь накормить и уж тем более удовлетворить в ожиданиях.
— Может, ожидания завышенные?
— Ну что вы, мы скромны и не особенно требовательны. Но и на наши не самые фееричные желания в Рыбинске просто не может быть достаточно денег. Они уходят в область, в федеральный центр.
— И возвращаются обратно.
— Но уже изрядно пощипанные. Общеизвестно, что больше трех четвертей рыбинских денег – налогов, неналоговых платежей, штрафов и прочих фискальных сборов –
в город не возвращается.
— Тем не менее Рыбинск получает деньги. В прошлом году – 700 млн рублей на ремонт дорог.
— А нужно два миллиарда.
— Но дороги все-таки стали лучше?
— Безусловно. Это не заметит только слепой.
— Между тем не все довольны.
— Конечно, недовольны. Каждый ходит своими тропами, ездит своими дорогами, и не все они приведены в порядок. Как и дворы – соседский сделали, а мой – нет, обидно.
— Порой кажется, что обижено большинство.
— Неправильно кажется. Довольные чаще помалкивают. И это объяснимо. Почему я должен выражать радость от ровной дороги? Она должна быть ровной, и мне не нужно никого за это благодарить. А вот заявить о том, где беспорядок, – это норма.
Сергей Борзов:
Такие бюджеты, как в Рыбинске, не предназначены для нарезки. Они сами как один маленький кусочек, которым никого не успеваешь накормить и уж тем более удовлетворить в ожиданиях
— Судя по накалу обсуждений, у нас везде беспорядок.
— Вы делите на 36 крики обиженных. Часто их цель – лишь бы отметиться в скепсисе. Или свести личные счеты. А есть люди, которым не угодишь ничем. Сделали Карякинский парк – плохо, неправильно, некрасиво. Критики лучше знают, как надо было делать. Но, увы, не делают. Зато громко говорят. А те, кто вполне доволен, чаще молчат. По крайней мере, публично. Он может сказать друзьям, как нравится ему отремонтированный в Рыбинске парк. Но писать в паблике вряд ли станет.
— Почему не принято хвалить? Немодно?
— А зачем хвалить? Власть делает свою работу. Повторюсь: вы просто не слышите довольных. Это нормально. Как вы себе представляете реакцию человека, которому нравятся новые Стоялая в Рыбинске, Волжская набережная, Красная площадь? Он что, должен в восхищении заламывать руки? Нет, он никому ничего не должен.
— Значит, по шуму в соцсетях и комментариям в СМИ невозможно определить уровень популярности власти?
— Нет, конечно. Уровень популярности, доверия, поддержки выясняется в ходе индивидуальных опросов. Но никак не по шкале агрессии сотни обиженных.
— Как вы оцените уровень доверия к власти Рыбинска?
— На мой взгляд, он не столь низкий, как бы ни хотелось этого некоторым. Более того, если бы выборы главы прошли завтра, нынешняя власть, скорее всего, получила бы поддержку. По крайней мере, я бы за Добрякова проголосовал. Большинство не могут не замечать перемен. Дороги, исторический центр, дворы, новое строительство, неплохая зимняя уборка, нормальный отопительный сезон… Недостатков, конечно, много, большинство объяснимо отсутствием денег. Есть и другие причины. Неквалифицированный менеджмент, пример – «Теплоэнерго». Но признайтесь, вас лично трогают долги этого МУПа? Только не надо о растущих тарифах! Тарифы на ЖКХ повышают не потому, что у МУПа кредиты. Дорожают топливо, электроэнергия, учитывается инфляция, областная тарифная комиссия проверяет экономическую обоснованность цен коммунального предприятия… Предвижу критику, но это действительно сложные процессы, не имеющие прямой связи с долгами «Теполоэнерго» за газ.
— А как объяснить категорическое неприятие новых проектов?
— У кого вы видите категорическое неприятие?
— У людей, которые недовольны строительством домов, магазинов, ремонтом старого центра.
— Тех, кто поддерживает такие проекты, гораздо больше. Просто они тише – мы уже об этом говорили. Есть категория людей, которым все не нравится. Начали строить дом на месте болота – плохо, это наше родное болото, мы тут двадцать лет по нему в резиновых сапогах ходим, соловьев в кустах слушаем, оставьте нам его… Если власть будет ориентироваться на таких горожан, никакого развития не будет.
— Вы считаете, что ситуация в Рыбинске нормальная?
— Насколько она может быть нормальной с учетом положения всей страны. Видны перемены, реализуются уникальные программы, есть стратегия, нет протестных настроений. Существует, как и везде, категория людей, активно критикующих власть. Власти их стоит послушать, это держит в тонусе. В критике – не критиканстве – бывают рациональные моменты. Люди не только выплескивают недовольство, они предлагают. Но, да простят меня рыбинские критики, разумные предложения, увы, бывают не часто. Потому что куда проще сказать – все не так. А как – так? Это уже сложнее.
— Что бы вы посоветовали и рыбинской власти, и ее критикам?
— Власти – продолжать начатые проекты, браться за новые и не оглядываться на критиканов. Критикам – чаще заглядывать в зеркало. Не ради самолюбования, а для оценки себя любимых. Спросите себя: кто бросает мусор мимо урны? Кто варварски ломает новые скамейки? Кто портит лифты и рисует на стенах дома? Кто ставит машины на газон? И кто все это должен приводить в порядок? Самокритичность еще никому не повредила, а вот адекватной оценке себя и власти помогла.