16-летний рыбинец Владимир Большаков, исполнив композицию Сосо Павлиашвили, победил во всероссийском фестивале «Добрая волна»
В ноябре Владимир едет в Казань петь в финале. А мы беседуем с его мамой – дефектологом Марией Куракиной.
Мария заметила необычную музыкальность Володи, когда тот был младенцем. Мальчик еще не ходил, но в колыбели ритмично двигал руками и ногами под музыку, внимательно прислушиваясь к звукам. Когда был дошкольником, без конца исполнял песни из музыкальных мультфильмов, тот же «Летучий корабль». А в маршрутке садился рядом с водителем и подпевал Михаилу Кругу и группе «Лесоповал».
— Гвоздем программы стала есенинская «Мне осталась одна забава – пальцы в рот да веселый свист». Кондуктор шутила, что Вове можно не брать билет, а за концерт деньги с пассажиров собирать, — вспоминает Мария.
Рано родители заметили и другую особенность ребенка — мальчик был глубоко погружен в себя, не спешил с речью.
Однажды стало ясно: у Володи – аутизм. И музыка превратилась для него в тот спасательный круг, который позволяет не тонуть в нашем грубом и не очень понятном для мальчика мире. Поэтому он постоянно в наушниках – так спокойнее, там знакомый мир любимых мелодий.
Музыка для Владимира – не только спасительная колыбель, но и средство самовыражения. У аутистов неважно с тем, что для нас привычно, – письменной и устной речью, движениями тела.
— Для Володи наша речь как китайский язык. Ему трудно различить похожие слова: чай, чайник, чашка — для него это одно и то же. И сегодня когда он говорит, то медленно подбирает слова, совсем как иностранец, и фразы будут максимально конкретны, — рассказывает мама.
Зато Володя уникально копирует песни, повторяя слова и интонации певца один в один. В девять лет он спел композицию Адель «Someone Like You» — сложную взрослую песню, полную горечи от утраченной любви.
— Песни для сына – еще один способ выразить чувства. Когда он поет «Над землей летели лебеди», то по щекам катятся слезы, песня его действительно трогает, — говорит Мария.
По профессии преподаватель биологии, она, желая помочь сыну, получила еще и специализацию дефектолога. Сейчас Мария консультирует родителей детей с особенностями в «Центре помощи детям» в Рыбинске. А с Володей, вспомнив опыт своей музыкальной школы, она рано начала заниматься музыкальной терапией — по книге, переведенной с английского. Даже специалисты в России 15 лет назад только начали узнавать об аутизме.
— Когда Володю привели в первый класс – замечу, в специализированный интернат № 1 – педагоги были в шоке, они не сталкивались с аутистами. Он пребывал в диком стрессе от перемены обстановки — падал на пол, кричал, закрывал уши, махал руками и ногами. Я говорила преподавателям: «Вова – не худший вариант». И действительно, сейчас дети приходят более тяжелые – совсем без речи, агрессивные, с перекрестными диагнозами. Но и педагоги интерната уже готовы к ним — постоянно учатся, набрали штат дефектологов, — рассказывает Мария.
За плечами Володи Большакова — «Поющая весна», «Виктория» для детей с ОВЗ, региональная «Радуга» и международная «Нить Ариадны»
В школе Володя быстро стал всеобщим любимцем. «Он неагрессивный, такое нечасто встретишь у аутистов, — комментирует Мария. – И дома у него прозвище Пух».
Для детей – с диагнозом или без – очень важно быть среди людей, не замыкаться в четырех стенах. Общение несет ребенку с аутизмом понимание эмоций других людей, адаптацию к обществу. И мальчик понемногу социализировался. Его любовью осталась музыка. Под руководством преподавателя музыки Натальи Калининой он освоил песни, с которыми покорил не один фестиваль.
— В течение года мы три-четыре раза выезжаем на фестивали. И это не считая выступлений на школьных и благотворительных концертах. В копилке Вовы — «Поющая весна», где в борьбе с детьми без особенностей он взял лауреата 1-й степени, «Виктория» для детей с ОВЗ, региональная «Радуга» и международная «Нить Ариадны». В «Нити» участвуют больше тысячи человек из разных стран. Видео с выступлением Володи вошло в пресс-релиз фестиваля, — говорит Мария.
Победа в региональном этапе всероссийского конкурса «Добрая волна» — высшее достижение Володи на сегодня.
У рыбинской звездочки большое портфолио: он исполняет такие сложные песни, как «Аве Мария» и «Беспечный ангел» группы «Ария». Диапазон голоса позволяет брать ему и самые высокие, и низкие ноты. Но сейчас голос ломается, и мама переживает: что дальше?
Этой весной мальчик окончил школу, поступил в рыбинский колледж городской инфраструктуры. И сейчас Большаковы ищут педагога по вокалу, который поможет мальчику пережить ломку голоса, направить дальше по музыкальному пути.
— Мы готовы попробовать даже петь в коллективе. Главное — найти человека, готового работать с Вовой, — волнуется мама мальчика.
А Володя, похоже, не переживает. Ему неважно – победит он или нет, произведет ли впечатление на жюри или провалится. Главное — снова выйти на сцену, ловить энергетику зала, слышать аплодисменты. И петь. Петь так, чтобы у слушателей чаще билось сердце, или слезы наворачивались на глаза.
— Мы так много вкладываем в нашего мальчика – времени, эмоций, денег. И видим отдачу, хоть с Володей это не самый быстрый и простой процесс, — говорит Мария. — Хочется, чтобы родители обратили внимание на способности своих детей, поддерживали их, не зарывали в землю талант. Присмотритесь – чем он дышит, чего хочет. Помогите – и все получится.