Избранное Темы 1 августа 2019 14:00

Железобетонный подход

11 августа – День строителя. Встретились с ветеранами профессии супругами Ягольниковыми

Каждую ступеньку своей карьерной лестницы супруги Ягольниковы прошли сами и «лифтом» никогда не пользовались. Просто они хорошо знали свое дело и приехали строить Рыбинск.

1967 год. Вечерний поезд, прибывший к рыбинскому перрону, привез вчерашних выпускников Горьковского инженерно-строительного института Веру и Юрия Ягольниковых с одним чемоданом на двоих.

Министерство авиационной промышленности предложило им распределение в Ташкент, где в тот год произошло землетрясение, Тамбов, Киров и Рыбинск. Молодые супруги решили ехать ближе к Волге. Тут и до родины Юрия – Кинешмы – рукой подать.

Переночевали в вокзальной гостинице, а наутро вышли и ахнули: куда попали?! Ни одного каменного дома, сплошь – деревянные домишки с лающими псами во дворах. Уже совсем скоро картина стала меняться.

— На авиастроительном заводе нас приняли очень хорошо, — рассказывает Вера Арсентьевна. – Я получила работу конструктора, Юра – прораба. Стал строить первые кооперативные пятиэтажки. А я до декрета успела спроектировать центральные проходные завода.

— Однажды смотрю: на соседнем объекте мужик ходит, высокий такой, строгий, — подхватывает Юрий Евгеньевич. — А прораб перед ним отчитывается. Ну, думаю, может, архитектор. Подозвали и меня, мол, что да как здесь. Я все и выдал как на духу: за раствором приходится бегать, краски нет, сложно, в общем. А потом он посадил меня в машину и провез по стройке. Спрашивал, как нужно строить.

Это был Павел Дерунов. Директор завода держал под личным контролем каждый объект. Рассмотрев в 26-летнем Юрии талантливого строителя, он подписал приказ о создании цеха № 24 и назначил Ягольникова его начальником. На тот момент самым молодым на всем предприятии.

Так началась история строительной заводской базы. На болоте, где плавали утки, за пару лет выросло здание. Там концентрировалась техника, и кипела работа по производству бетона, а потом и железобетонных конструкций. На первых порах в маленьком цехе женщины вручную смешивали цемент с песком и водой, чтобы отправить раствор на очередную стройку.

Потихоньку Рыбинск стал расстраиваться. Но вдруг Ягольникова вызывают в военкомат: как офицер вы должны отслужить два года.

— Мои доводы, что я не офицер и звание сержанта получил в Ивановском аэроклубе, во внимание не приняли. Уже потом каждый месяц вешали новые погоны. Дерунов тщетно пытался меня отстоять, но как ни старался…

Семья попала в закрытый военный городок Солнечный в нескольких километрах от Байконура. Его даже не было на карте. Зато витрины в магазинах ломились от изобилия продуктов, достать можно было все, что душа пожелает, вплоть до машины. В то время у Союза были неприятности с Китаем, и к нашим границам стягивалось вооружение. Юрий строил ракетные пусковые установки, на работе пропадал с утра до вечера.

Еще он участвовал в строительстве жилого дома в немецком поселке Георгиевка. Ценного специалиста отпускать не хотели, так же как и не хотели расставаться с ним на родном рыбинском заводе. Все это время от Павла Дерунова приходили письма со словами: «Ждем». И Ягольников, верный предприятию, вместе с женой вернулся.

— Назначили меня замдиректора по строительству, — вздыхает он. – Но не мое это, мое – производство. Два года я мучился и добился перевода на другую работу. Специально для меня ввели должность директора завода железобетонных конструкций.

За сутки завод вырабатывал целый вагон цемента. Его поставляли на все объекты, плюс в специальных пропарочных камерах делали железобетонные плиты для первых панельных девятиэтажек. Их, ставших потом столь популярными в стране, проектировали в Москве по заказу Павла Дерунова.

Жилые дома, высотные и не очень, школы, детские сады, Дворец спорта «Полет», плавательный бассейн «Сатурн», пионерский лагерь «Черная речка», социальные объекты, свинарники и птичники на селе – сколько масштабных строек было в жизни Юрия Ягольникова – он затрудняется сосчитать. Руководил и «толкал» объекты по всему Рыбинскому району и не только. Работал в Алуште, где рыбинцы строили дом и инфраструктуру вокруг. Вспоминает, как директора заводов – приборостроительного, моторостроительного и ВМЗ – глядя друг на друга, соревновались, кто больше построит. Особенно активны были Павел Дерунов с Анатолием Герасимовым. Последний приезжал к Ягольникову каждую неделю – пытался переманить к себе на завод, суля любую квартиру и привилегии. Тщетно.

— Меня пытались увести и в горком партии, «душили» со страшной силой, грозились отобрать партбилет, — рассказывает ветеран-строитель. – Но я же не летун. Остался там, куда пришел. Ушел, только когда руководство сменилось, но потом снова вернулся и работал до пенсии начальником стройснаба.

На строительство типовой девятиэтажки уходил почти миллион рублей. Помимо этого, Павел Дерунов за счет средств предприятия строил до пяти жилых домов в год, а потом получал компенсацию от Министерства.

Самым крупным домом, построенным в рекордно короткий срок, стала девятиэтажка с 12 подъездами по адресу: ул. Свободы, 29. По словам Ягольниковых, туда стянули всех, кто умел держать в руках кирпич, люди работали в три смены. Ох, и понервничал тогда Юрий Евгеньевич. Труд строителя тяжелый: основной цикл работ выполняется под открытым небом и в летний зной, и в зимнюю стужу. Поэтому всех причастных к стройке Ягольников называет героями.

Впрочем, как и его супруга Вера Арсентьевна, которой пришлось доводить до ума брошенный универмаг «Юбилейный». Огромный универмаг начали строить еще в 60-х, но из-за отсутствия финансирования стройку заморозили на несколько лет.

— Когда меня назначили директором строящегося универмага, там были одни голые колонны и больше ничего, — вспоминает Ягольникова. – Проект уже устарел, нормативы изменились, но нам удалось завершить начатое.

За два года было освоено 5 миллионов рублей. 4 этажа, огромный подвал, грузовые лифты – «Юбилейный» строился по высшему разряду советского стандарта. Вера практический каждый день моталась в Ярославль за оборудованием и на ковер к руководителю Рыбинска Анатолию Урову. Похудела с 54 до 48 размера. В 1977 году огромный магазин, которым может похвастаться не каждый крупный город, сдали.

— Чуть дело до развода не дошло! Дома мужчина неухоженный, а она на стройке, — смеется глава семейства.

Так они и живут, смеются, вместе ведут хозяйство. Летом супруги пропадают в деревне, где 40 лет назад купили ветхий домик. Вырастили двоих детей, уже подрастают шестеро внуков. Строительство недвижимости – это, конечно, хорошо, но такое наследство – самое главное богатство.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Сергей 15:26 | 17 августа 2019

Молодцы Ветераны! Не зря жизнь прожили. Много доброго оставили на Русской земле, и детей вырастили и внукам помогают. Так держать! Долгие лета!!!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме