Будни ПАТП-1 – в нашем материале
Общественный транспорт горожане обычно не хвалят: рейс задержался – плохо, в салоне толкучка – кошмар, кондуктор требует оплатить проезд – вообще беспредел.
В автобусах и троллейбусах концентрация народного недовольства достигает своего апогея. Критикуя услуги общественного транспорта, горожане зачастую сами бросают тень на него – своим поведением, хамством, желанием проехаться на халяву.
Представьте, в одно не очень прекрасное утро с городских улиц исчез весь общественный транспорт. Перспектива почти постапокалиптическая, но не такая уж невероятная. Работать с пассажирами кондукторам и водителям настолько непросто, что ПАТП-1 давно испытывает острый дефицит кадров. Здесь опасаются, что со временем на непрестижный труд не найдется желающих. Причин тому немало, и большую ложку дегтя добавляют пассажиры.
В последнее время в интернете притчей во языцех стали так называемые яжематери – молодые женщины, которые необоснованно требуют к себе и своим детям особого отношения. Транспортникам такие экземпляры попадаются чуть ли ни каждый день. Они считают, что за безопасность их маленьких дочерей и сыновей в автобусе несет кто угодно, кроме них.
— Самая распространенная проблема – мамочки ставят коляски в переднюю часть салона, перед сиденьями. В целях безопасности коляски можно перевозить только на накопительной площадке автобуса. В других местах они перегораживают проходы и в случае ЧП могут помешать эвакуации пассажиров.
Мало того что зачастую родители ставят коляску в неположенном месте, так они еще оставляют в ней ребенка. Не лучше, когда 5–6-летних детей мамы и папы усаживают на задние высокие сиденья автобуса. Ситуация на дороге от водителя не зависит, он может совершить резкое торможение, и тогда дети могут вывалиться из коляски, с возвышения. В таких случаях родители винят водителей и кондукторов, хотя сами допустили небрежность, оставив детей без присмотра. Когда им пытаешься объяснить, как нужно делать, – держать ребенка на руках, не усаживать одного на задние сиденья – начинают возмущаться, хамить, — рассказывает начальник отдела эксплуатации ОАО «ПАТП-1» Марина Исаичева.
Даже банальное мороженое становится камнем преткновения в негласном противостоянии пассажиров и кондукторов с водителями. Почему-то считается, что на пару с ребенком есть лакомство в салоне, в толкучке – это очень мило и совсем не предосудительно. Марина Исаичева сама была свидетелем, как молодая родительница в ответ на справедливое замечание презрительно обронила: «Претензии будете предъявлять, когда мы вас испачкаем».
Делать замечания невоспитанным пассажирам обоего пола порой чревато большими неприятностями. То, что в ответ могут обругать последними словами, – еще полбеды. Для всех работников ПАТП-1 шоком стала дикая история, когда пассажир за справедливое замечание сильно избил водителя, сделав его инвалидом. Шофер лишь вежливо попросил маленькую девочку не пинать ногой дверь в кабину. Ее мама адекватно восприняла претензии, а вот посторонний подвыпивший хулиган ни с того ни с чего устроил разборки.
Может, общественный транспорт не то место, где нужно показывать свою «крутость», которая попахивает ущербностью?
Актуальной проблемой ПАТП-1 остаются «зайцы». На деньги, собираемые с граждан, транспортники платят зарплату сотрудникам, ремонтируют машины, изредка приобретают новые. Дополнительных источников дохода, каких-либо дотаций из казны у них нет – подобные «плюшки» остались далеко в прошлом. В ПАТП-1 каждый рубль на счету. При недостатке средств автобусы не выходят на маршрут, на маленькую зарплату не найти кондукторов и водителей, и пассажиры, которые любят зажать деньги за проезд, об этом мало задумываются. А зря, ведь от их добросовестности во многом зависит безостановочная работа общественного транспорта.
— Прежде чем воспользоваться услугой, надо ее оплатить. Этот принцип действует везде, в том числе и в общественном транспорте, хотя порой пассажиры нарочно игнорируют кондуктора – отвернутся к окну и сидят, будто не обязаны оплатить проезд. По сути проезд «зайцем» можно сравнить с кражей из магазина. Для того чтобы купить хлеб, вы подходите к кассе, беспрекословно платите за него установленную цену. Если вы попытаетесь украсть эту булку, то окружающие будут смотреть на вас с предубеждением. Почему в автобусе все с точностью наоборот? — недоумевает Марина Исаичева. Горожане придумывают и другие способы проехать на халяву. Те же студенты зачастую катаются по школьным проездным, предъявляют липовые справки «из школы».
Сейчас, когда численность жителей города снижается, а многие из них пересаживаются на свои авто, выручки транспортников катастрофически не хватает на необходимые расходы, любители проехать на халяву рискуют в недалеком будущем ходить пешком.