Логопед рыбинского специализированного детсада № 13 Анна Шуракова рассуждает: что важнее для развития ребенка: болтать с друзьями или ходить на развивайки? Почему хуже говорят младшие дети в семье? Как отсутствие в речи звуков Ш или Л обернется двойками в школе?
Если у ребенка «каша во рту», он не произносит звуки или путает их, а быть может, просто отмалчивается — пора к специалисту.
Учителя начальной школы и логопеды замечают – у первоклассников сегодня неважная речь. Тут и проглоченные звуки, и «каша во рту», и неумение выразить свои мысли.
Даже если ваш шестилетка не картавит, но на вопрос, почему понравился мультфильм или книга, бормочет: «Ну эта… динозавры там…» – самое время помочь малышу.
Коммуникация – самый важный навык будущего, уверены логопеды. Научиться петь, рисовать и танцевать, ездить на велосипеде и вышивать крестиком, вычислять интегралы и говорить по-испански можно в любом возрасте.
А вот красиво, а главное, без боязни научиться общаться с людьми легче всего в детстве, до школы. За болтунами – будущее, а профессии молчунов – айтишников, бухгалтеров – уходят. Их в будущем заменят машины.
— Если еще недавно мама могла успокаивать себя «ну и что, что молчит, будет работать в одиночку», то вскоре профессии с молчаливым высчитыванием алгоритмов – инженеров, программистов – заменит искусственный интеллект. И будут цениться профессии, в которых человек вложил воображение, творил руками: мастера и рукодельницы. Те, в которых требуется сочувствие: врачи, соцработники. И те, в которых нужно договариваться, мотивировать: бизнесмены, педагоги, коучи, — перечисляет Анна.
Откорректировать логопроблему нужно постараться до школы. Чем старше человек, тем больше воли придется приложить для включения звуков. И главное – у школьника будет катастрофически мало времени на исправление речи, ему еще уроки учить.
Что случится, если не убрать проблемы с речью до школы? Они могут перерасти в проблемы с чтением и письмом. В каждом классе есть два-три человека, которые делают необъяснимые ошибки на письме, меняют буквы местами, пишут одно и то же слово тремя способами. При сохранном интеллекте таким ребятам сложно даются письменные упражнения. Устно решить задачу – проще простого, а вот записать ее – стон и трепет. Это дисграфия. «Каша во рту» неизбежно перейдет в сложности с чтением и пересказом – в дислексию.
Чаще проблемы начинаются во втором классе – спрос становится строже, ставят отметки, скорость обучения возрастает. Исправлять их придется у школьного логопеда, а этих специалистов в разы меньше, чем дошкольных. То есть до школы надо обязательно показаться логопеду и, если потребуется, выполнять все его рекомендации.
В чем причина того, что ребенок к школе не разговорился? Специалисты считают – в том числе и в отсутствии обычного общения между детьми. В России сформировался разрыв, которого не было в советском детстве наших мам и пап. Взрослые еще не начали общаться с ребенком на равных – у нас в стране не очень-то принято уважительно разговаривать с ребенком, интересоваться его мыслями. И сами дети уже не общаются с друзьями – практически пропал обычай гулять во дворе, без взрослых, большой компанией детей.
Раньше именно с друзьями ребенок учился договариваться, выходить из сложных ситуаций. А сейчас дети сидят по клеткам-квартирам, перебираясь с одной развивашки на другую с бабушкой за ручку.
— Общаться – важней, чем учиться, для дошкольника – точно. Игра с друзьями – вот что самое важное в его жизни. Развивайки, математика и чтение с двух лет – лишь родительская блажь, это подождет, — уверена логопед. – И профессиональный спорт тоже, конечно, если вы не метите чадо на олимпийский пьедестал.
Развивашки для неговорящих детей просто бесполезны. Речь первична, интеллект развивается после ее появления. Если ребенок плохо говорит, бессмысленно водить его по кружкам – не усвоит науку. Когда нет проблем с речью, малыш любознателен, с интересом учится и быстро все впитывает.
Общаться и взаимодействовать школа не научит. Дошкольник, прежде чем пойдет в первый класс, должен получить опыт общения, ссор и перемирий, потери старых друзей и знакомства с новыми. Значит, до школы позволяем малышу вволю общаться с друзьями, а на развивашки и спорт не напираем.
Часто мы верим в чудо. Родители готовы заплатить любые деньги тому, кто даст ребенку волшебную пилюлю от «каши во рту». Бывает, на поиски шаманов они тратят и большие деньги, и драгоценное время.
— Иногда родители с порога признаются: «Мы были у всех, попробовали все! Если сразу не помогает методика, мы отказываемся». Меня интересует – занимались ли они по единой методике хотя бы полгода? Нет, они метались в поисках суперспециалиста, не понимая, что все в их руках. И после упорных занятий, и дома в том числе, речь у их якобы безнадежного ребенка исправляется, — говорит Анна.
И чем скорей родители поймут, что они сами – главный двигатель машины, которая везет малыша к исцелению, тем процесс пойдет быстрей. Ведь редкие занятия со специалистом не дадут эффекта, будь он лауреатом всех премий мира. Занятия с логопедом дважды в неделю по сорок минут – капля в море. А речь – это не сломанная нога, которую лечат в больнице, ее лечит сама жизнь – простые разговоры с родителями и друзьями.
— Развить речь можно многократным повторением правильного произношения. А это возможно лишь при активном участии родителей, их терпении, благожелательном отношении к ребенку. Поправлять звуки нужно каждый раз и делать это деликатно, но настойчиво. Никакой логопед не сможет общаться с вашим ребенком 24 часа 7 дней в неделю. Это ваша прерогатива, ваша обязанность. Мы лишь покажем направление, и ваше дело – идти ли по этой дороге, — рассказывает Шуракова.
При словах «исправляем речь» родители представляют картину: дома тишина, сели у зеркала с ровной спиной, мучаем ребенка упражнениями, которые выписал логопед. Но помогать – это и просто общаться, при этом поправляя звуки или аграмматизмы (неправильные падежи, склонения).
И первое правило тут – не угадывать, что ребенок пытается сказать или попросить. Не говорить за малыша – «ага, ясно, ты хочешь на ужин котлету» или «поняла, пойдем на карусели». А предлагать ему проговорить фразу целиком. Даже можно притвориться недалеким родителем – «никак не могу понять, о чем ты, прости». Со временем ребенок привыкнет строить фразы и без понуканий.
Есть дети, которые робеют говорить – они или сами недовольны результатом, или над ними смеялись сверстники (хорошо еще, если не родственники). Чаще предлагайте ребенку общаться с окружающими.
— Пусть сам ответит на вопрос доктора, что у него болит, пусть посоветуется о прическе с парикмахером, о книгах – с библиотекарем, пообщается о здоровье кота с ветеринаром. Пусть сам купит сладость на карманные деньги, попросит продавца показать поближе игрушку с высокой полки, поблагодарит официанта в кафе. Так ребенок преодолеет страх беседы. И что самое приятное – этот метод не требует от родителя никаких усилий, — комментирует Анна.
Дома чаще предлагайте малышу высказаться, не требуйте идеальной тишины за столом, пусть станет полноценным участником взрослой беседы, делится мыслями по любому поводу. Даже у трехлетки есть свое мнение, уважайте его. Есть еще способ разговорить молчуна: расспросите, что новенького в сфере его интересов.
— Пусть сядет на любимого конька: расскажет о динозаврах, кораблях, любимых мультперсонажах. Поведает вам мечты. А вы тихонько поправляйте. И старайтесь действовать не сверху вниз, криками и приказами, тоном «сейчас я отучу тебя шепелявить». Оставайтесь с ребенком на одном берегу, пусть проблема будет по другую сторону баррикад, а вы вместе с ребенком ее решаете, — объясняет специалист. И добавляет: – Подробные рекомендации вам даст наблюдающий ребенка логопед.
Особое внимание – вторым и последующим детям в семье. Если старшие общаются с родителями и слышат правильную речь, то вторых детей родители часто отдают на попечение старших.
Так младшие впитывают детские невнятные слова, бедную речь.
Неожиданно, но закаливание в копилке советов логопеда играет не последнюю роль. Анна заметила – у часто болеющих детей результаты работы над речью ниже, чем у здоровых ровесников.
Хворающий ребенок быстро теряет все наработанные навыки. А это значит – пьем воду из холодильника, не боимся ходить дома босиком и есть мороженое хоть каждый день.
Не профессиональный спорт, но физкультура. Часто у детей с логопроблемами нарушена координация, вялые мышцы. Укреплять здоровье лыжами, футболом и плаванием – то, что надо.
Полезно пропить курсом витамины с магнием.
Их часто выписывают неврологи для укрепления нервной системы. А проблемы с речью почти всегда завязаны с нестабильной психикой малыша.