Во франшизе «Амакстура» уже два города-миллионника Сибири – Омск и Барнаул. В планах – открыть сеть прокатов по всей России.
Царевы объясняют: рынок шеринга в России растет, но пока не консолидирован. И цель рыбинцев – создать единую федеральную сеть прокатов спортивного и туристического инвентаря.
— Шеринг спортивной техники еще можно отыскать: самокаты с роликами ты возьмешь. А вот проката палаток, спальников, рюкзаков, шатров, тентов, кемпинговой мебели в России не сыщешь днем с огнем. Или это будет объявление на Авито – человек предлагает свой прожженный спальник. Но это не те масштабы, — рассказывает Асель.
Рыбинцы уже ведут переговоры с Тюменью, Белгородом, Нижним Новгородом, Череповцом, подмосковным Обнинском.
— Сейчас за нами многие смотрят, из некоторых городов поступают звонки: «Как круто! Хотим, как вы!». Звонили из Казани, Новосибирска, — продолжает она.
Вскоре Асель и ее муж поедут в десять городов – рассказать о проекте лично. В их планах – создать 340 точек проката по всей России.
— Но мы амбициозные, может быть, точек будет и больше. Мы строим «Макдоналдс» в сфере шеринга, — шутит Максим.
Сегодняшний тренд – оборудовать места отдыха, рассказывают Царевы. На парки и набережные власти долго не обращали внимания, за тридцать лет после СССР они обветшали. Да и мода на активный отдых у россиян появилась не так давно.
— Три года назад, когда мы начинали в Рыбинске, набережная была пустынна. А сегодня – не протолкнешься: роллеры, самокатчики, велосипедисты, тут же – родители с малышами, собаки с хозяевами. Мы ездили по Сибири и видели возрождаемые скверы, площади. В Омске роскошная набережная с новым покрытием и велодорожками – 13 километров по берегу Иртыша, красота, не повторяется пейзаж. Бери велик и кати, масса впечатлений! Потребность у людей в прокатах очень высока, — говорит Асель.
Причем шеринги человеку нужны разноплановые: рядом с катком – прокат коньков, рядом с рекой – лодки и катамараны, в парке или на набережной – ролики и велики. И чем крупнее город, тем больше в нем может быть прокатов. А вот в небольшом городке достаточно одной универсальной точки.
— В Рыбинске рынок конечен, здесь не нужно много прокатов. У нас вся зона активного семейного отдыха сосредоточена на Волжской набережной. А в огромных городах, где как в Омске живет миллион человек, ситуация иная. Там один район как весь наш Рыбинск. И прокаты должны быть в шаговой доступности, — объясняет Максим.
«Амакстур» предлагает своему франчайзи создать одну точку проката с огромным ассортиментом и несколько точек поменьше с узким набором инвентаря, нацеленным именно на потребности этой территории города. В Омске запланировано в дополнение к большому прокату-ассорти открыть три небольших узкоспециализированных точки. «Наш франчайзи может масштабироваться внутри города», — комментирует Асель.
Может ли «Амакстур» расторгнуть договор с партнером? Да, если те не будут выполнять условия соглашения. Царевы подробно прописывают в договоре путь развития для партнеров, передают свою бизнес-модель, которая работает. Наш разговор с ребятами несколько раз прерывали телефонные звонки из Омска: рыбинцы консультировали франчайзи Елену. Они считают омичку партнером на пять с плюсом.
— Елене 56 лет, но ее энергии можно только позавидовать. Свое дело – это ее давняя мечта. И сегодня она внимательно прислушивается к нашим советам. Наша цель – довести партнера до результата – выручки, работы в плюс. Но для этого нужно, чтобы партнер шел по рабочей схеме, не добавляя отсебятины, — говорит Асель. – К слову, Елена уже вышла в операционный плюс, а ведь она только начала.
В Бийске рыбинцам не так повезло с партнером.
— Там у человека уже был опыт – свой прокат. Само по себе это отлично. Однако в нашем случае опыт ему лишь помешал – он не смог не добавлять свои ингредиенты в блюдо «Амакстура». Мы дали ему шанс, но сотрудничать он отказался. И через два месяца мы разорвали с ним деловые отношения. Он не имеет права пользоваться нашим именем, не поддерживая при этом наш уровень, — объясняет Максим.
А с партнерами, которые готовы прислушиваться, Царевы готовы работать, вкладывая в них силы и время. Франчайзи из Омска Елену ребята в мае брали с собой на большое мероприятие в Москву – на вручении премии Family Awards 2019, где награды получали Дибровы, Стриженовы и другие селибрити, «Амакстур» помогал гостям проводить время активно.
— Работая на мероприятии с 10 утра до 11 ночи, Елена получила бесценный опыт. Она изнутри увидела принципы организации подобных спортивных праздников. Насколько это красиво и легко снаружи, настолько же трудоемко и сложно организовано внутри, — рассказывает Асель.
Елена так вдохновилась московским праздником, что за лето организовала у себя в Омске семь активно-спортивных пати.
Путешествуя по стране, Царевы заметили минусы местных шерингов. Часто прокатчики работают, как в народе говорят, «на отвали». Трудятся у них мальчишки 14 лет – почти задарма. А как подростки могут проконсультировать клиента? Иные не знают, как палатку собрать, не умеют пользоваться сложным инвентарем.
Многие прокаты подводит неудобное расположение: в душном подвале или темной подворотне. А то и вовсе далеко от мест отдыха. Царевы приводят в пример Тюмень. Здесь в сфере шеринга напряженная конкуренция, 15 прокатов на три миллиона жителей. Но Царевы не бросают мысли ввести «Амакстур» на тюменский рынок. В этом городе газовиков и нефтяников благодатная почва для шеринга – множество благоустроенных экопарков и скейт-площадок, велодорожки, живописные набережные в граните. И тюменцы любят активно отдыхать.
А вот сеть прокатов расположена в гаражах, темных закоулках. Не каждый рискнет идти в зону гаражей – не слишком там чисто, порой даже страшно. Здесь Царевы видят недоработку соперников, которую можно обернуть в свою пользу.
— И за новизной оборудования они не следят. Электросамокаты у них новые, а вот на велосипеды без слез не взглянешь, — описывает Асель. И поясняет – многие предприниматели в России экономят на инвентаре. Часто его сдают в прокат до последнего: разлохмаченные доски, скрипящие велосипеды, дырявые палатки – это для них норма. У «Амакстура» железное правило – каждую осень они распродают инвентарь со скидкой. А зимой закупают новые велосипеды и самокаты и весной предлагают их горожанам.
«Амакстур» уже представляет, как перекрыть недостатки соперников и выделиться в глазах клиента. Если они и не подвинут соперников на рынке, то значительно потреплют им нервы, заставят напрячь «коммерческий пресс». А от здоровой конкуренции всегда выигрывает клиент.
Есть у Царевых еще одна фишка, назовем ее круговорот чудес. Они закупили дорогую и необычную технику, которая не останется в одном прокате «Амакстур», а будет путешествовать по всем пунктам франшизы.
С выставки из Китая они привезли электросамокаты, практически неизвестные в России. Один из них сейчас как раз в Рыбинске – и у горожан есть шанс его оценить.
— Вряд ли кто-нибудь в Рыбинске видел лопифит – это объединение велосипеда и беговой дорожки. Мы привезли его из Амстердама. Человек идет, а велосипед под ним едет, мозг не понимает, что происходит. И процесс передвижения тренирует не только мышцы, но и координацию. В Омске сейчас на лопифите проводят экскурсии. В следующем сезоне он доберется и до Рыбинска, — говорит Асель.
Электровелосипеды, мотоколесо, электрофэтбайки – эти чудеса техники сейчас в Барнауле. Но и до Рыбинска они непременно докатят.
— Мы закупили партию инвентаря для управляющей компании и теперь передаем от партнера к партнеру. Диковинки уже разъехались по городам: часть – в Омск, часть – в Барнаул, часть – в Рыбинск. Так мы усиливаем наших франчайзи. Мы пересылаем такую технику, которую сам себе не станешь покупать. Она и дорогая, бывает, 100 тысяч рублей и выше стоит. Да и не нужна она для личного пользования: это как аттракцион – получил эмоции и ушел, — комментирует Максим.
Зима для Царевых – вовсе не мертвый сезон, как для других прокатчиков спортинвентаря. У них запланированы выступления на выставках и в бизнес-проектах, где они расскажут, как два предприимчивых человека из маленького городка создают сеть прокатов.
— Мы очень хотим прийти в такие небольшие города, как Рыбинск. Потому что если в городах-миллионниках есть хоть какие-то прокаты, то в маленьких городках вообще беда. И мы туда дойдем, — говорит Максим.
И ведь дойдут. Докатят на своем моноколесе, доедут на электросамокате. Принесут людям радость движения и активного отдыха.
Царевы занимаются франшизой год, с декабря 2018 года.
Для первых десяти франчайзи предполагаются преференции – Царевы выезжают и на месте помогают выстраивать бизнес.
Для партнеров-франчайзи и их сотрудников есть электронный гид-курс, к которому те обращаются в случае затруднений.
Царевы учат партнеров вести управленческий учет: видеть движение денег, вести их баланс.
Паушальный взнос (единовременный платеж партнеров Царевым) – 200 тысяч рублей.
Роялти (ежемесячные выплаты управляющей компании) отсутствуют до 2020 года.
Рыбинцы готовятся зарегистрировать бренд «Амакстур», чтобы конкуренты не могли его использовать.