Переборы из всех микрорайонов Рыбинска имеют самое мрачное прошлое. Тысячами здесь гибли заключенные Волголага на стройке гидроузла. После войны градус напряжения снизился – в шестидесятые здесь возник обычный рабочий поселок, который после перестройки впал в кому и почти не развивается.
Судьба Перебор тесно связана с большой советской стройкой – созданием Рыбинского водохранилища. Впервые о селе широко узнали в тридцатые – на стройку плотины зазывали комсомольцев и коммунистов. Была тривиальная деревня, каких тысячи, стало место притяжения, место приложения умов, опыта, сил советских инженеров, строителей, рабочих. Здесь быстро строились дома, возникли столовая и дом культуры, издавалась газета. А ведь всего этого могло и не быть – плотину собирались построить под Ярославлем.
Проект Большая Волга родился у советских инженеров еще в начале двадцатых – они мечтали превратить реку в крупную транспортную сеть. Планировали создать восемь крупных гидроузлов – Волжский каскад. Сначала ГЭС хотели построить близ Ярославля и даже начали работы. Но присмотрелись к Рыбинску.
Огромная естественная чаша Молого-Шекснинского междуречья позволяла создать масштабное водохранилище, чтобы полностью регулировать годовые стоки трех крупных рек: Волги, Шексны и Мологи. Для гидроузла требовалось соорудить две плотины – на Волге и Шексне, что позволяло удобно развести станцию и шлюзы.
Госкомиссия решила: строительство Ярославского гидроузла прекратить. Створ гидроузла перенести выше Рыбинска, выведя город из зоны затопления. На Волге створ поставили в районе Перебор.
Так в сентябре 1935 года Переборы из ординарного села превратились в центр всесоюзной стройки, где трудились лучшие умы гидротехники, куда привозили невольников Волголага, набитых в теплушках как дрова. В результате создания водохранилища затопило восьмую часть Ярославской области.
Первый ток в Москву гидроэлектростанция дала в суровом 1941 году. В годы войны, в том числе в самый тяжелый период противостояния фашистам под Москвой, именно Рыбинская и Углицкая ГЭС, еще недостроенные, бесперебойно снабжали нашу столицу электроэнергией.
Для бесперебойного подвоза строительных материалов и людей в Переборы проложили железнодорожную ветку. Огромный козловой кран разгружал вагоны быстро и точно.
Строили гидроузел комсомольцы и коммунисты, приезжавшие на одну из главных строек 30-х годов по зову сердца и партии. Для них в Переборах построили магазины, столовую, поликлинику, стадион. В поселковом клубе работали кружки и драмтеатр, вещал радиоузел, выходили газета «Большая Волга» и журнал «Волгострой». В тридцать девятом здесь проживало больше пяти тысяч волгостроевцев. Но только их силами стройка десятилетия возникнуть не смогла бы.
Чтобы стройка коммунизма обошлась дешевле, в системе НКВД организовали Волголаг. И в Переборах раскинулся исправительно-трудовой лагерь. Туда свозили десятки тысяч заключенных, в том числе политических. Чем шире разворачивалось строительство, тем больше разрастался лагерь. В 1936-м заключенных числилось 19 тысяч, через год – 42 тысячи, в 1940-м – 63 тысячи, в июле сорок первого – 85 тысяч заключенных.
Под Рыбинском климат, конечно, не магаданский, но скученность, плохая еда и тяжкий труд выкашивали заключенных. По словам краеведов, бывало так, что за неделю умирало до двух тысяч человек. Самым трагичным в истории лагеря стал военный сорок второй – тогда скончалось больше 16 тысяч человек. Большинство заключенных умирали от туберкулеза и пеллагры.
По мнению исследователя истории Рыбинска Владимира Рябого, вокруг Перебор во времена Волголага было организовано как минимум четыре-пять братских могил заключенных. С тех мрачных времен осталось у Перебор второе имя – «столица Волголага».
В Переборах отбывали наказание провинившиеся перед властью деятели культуры. Типична для сталинской эпохи история супругов Радловых – режиссера Сергея и поэтессы Анны.
Сергей Радлов после Мейерхольда возглавил курсы мастерства сценических постановок, стоял во главе нескольких ленинградских театров разом, особенно любил ставить Шекспира. Анна Радлова – поэтесса Серебряного века и переводчица Шекспира. И судьба супругов – не средней руки драма, а средневековая трагедия с предательством и смертью.
В начале войны Молодежный театр Радлова оставили в Ленинграде – для поднятия духа блокадников. Но в сорок втором артистов эвакуировали в Пятигорск, где труппа попала в плен. Актеров отправляют в Берлин, а оттуда – во Францию. По окончании войны Радловых уверили, что на Родине их ждут рабочие места и былая слава. Но в Москве пятидесятилетних супругов ждали только Лубянка, пытки, 58-я статья и 10 лет лагерей.
В январе 1945-го за Радловыми закрылись ворота переборского лагеря. Страшным для них стало предательство сына – он отрекся и прервал общение с отцом и матерью.
В Волголаге ленинградцы не опустили рук. Сергей Эрнестович руководил самодеятельным театром, собрав труппу из заключенных. Ставили «Бахчисарайский фонтан», «Лебединое озеро», «Бориса Годунова». Анна Дмитриевна вновь занималась переводами, организовала вечера «Шекспириады», занималась с актерами сценической речью. Она умерла в больнице Волгостроя от инсульта на 59 году жизни. Похоронена в окрестностях деревни Стерлядево.
Отбывала тут срок и Наталья Сац, руководительница Детского театра. В мрачном 37-м ее арестовали как жену изменника Родины. К тому же у нее были заграничные постановки в Германии, Южной Америке. Пять лет она провела в лагерях и так вспоминает Рыблаг: «Здесь я была устроена хорошо. Начальник лагеря, капитан, беседовал со мной приветливо, предупредил, что буду работать только “по специальности”». Под руководством Сац ставили спектакли на сцене переборского клуба.
По слухам, сидели в Рыблаге и такие звезды эстрады и кино, как Алла Тарасова и Лидия Русланова. Правда, под чужими фамилиями.
После войны у поселка начинается вторая жизнь. Семьдесят пять лет назад, в 1944 году, он вошел в состав Рыбинска, его окружили заводы: в 1949 году неподалеку построили филиал завода «Москабель». Через год на Волге возвели Завод гидромеханизации. А на берегу водохранилища – Рыбный завод. В Переборах поселились заводчане.
Силами кабельного завода район интенсивно застраивают: здесь появляются жилые кварталы, детсады и школы, возводят дворец культуры «Кабельщик». Растут кварталы двухэтажных сталинок, которые тянутся между проспектом 50 лет Октября и параллельной ему улицей Инженерной. После отказа от сталинских архитектурных излишеств в Переборах строили хрущевки, позже – пятиэтажки улучшенной планировки. Южнее Алябьева раскинулся обширный частный сектор.
Очередной подъем Перебор случился в начале девяностых, когда кабельный завод процветал под руководством директора Александра Денисова. Силами предприятия здесь возвели парк с колесом обозрения и детскими аттракционами. Облицевали мраморной плиткой Дворец культуры «Кабельщик», где создали первую в городе студию кабельного телевидения «Эхо». Открыли самую современную в Рыбинске дискотеку «Будапешт-клуб». На стадионе возвели крытый теннисный корт, где играли и в мини-футбол. Построили гостиницу «Волга» и универмаг «Фортуна».
Сегодня Переборы живут прошлым – здесь почти ничего не строят, микрорайон не развивается. Места отдыха есть, но намного меньше, чем хотелось бы жителям. Мало детских площадок, необустроен парк, нет красивой набережной, как в центре города, мало семейных кафе.
В Переборах два места притяжения – спорткомплекс «Переборец» и КДК «Переборы». В последнем репетирует гордость Рыбинска – оркестр имени Шацкого. Сюда же переборцы ходят за книгами в библиотеку. В культурно-досуговом комплексе постоянно выступают самодеятельные и профессиональные артисты, здесь проводят конкурсы, ставят спектакли и детские утренники. В здании нашлось место кружкам и художественным студиям. Концерт-ный зал здешнего КДК рыбинцы выделяют за уютность – он небольшой и расположен амфитеатром.
Активные жители района любят спорткомплекс «Переборец». Здесь работают секции футбола, хоккея, легкой атлетики, самбо, летнего и зимнего полиатлона, тенниса, волейбола. На стадионе переборцы играют в футбол, катаются на коньках на открытом катке, в крытом манеже занимаются легкой атлетикой. А вот крытый теннисный корт через десять лет после постройки рухнул от ветра, его так и не восстановили.
В детском парке по традиции проводят время родители с малышами. Но место отдыха знавало лучшие времена – местные жители катались на аттракционах и осматривали родной район с колеса обозрения, лакомились мороженым в «Ракете» – судне на подводных крыльях, где работало детское кафе. Сейчас нет ни кафе, ни веселья – аттракционы несут не радость, а угрозу жизни подрастающего поколения.
Образование маленькие переборцы получают в шести детсадах, 15-й и 36-й школах, музыкальной школе № 3. Со всего города в школу-интернат № 1 съезжаются на учебу дети с ограниченными возможностями здоровья.
Никто из горожан не живет так близко к Рыбинскому морю, как переборцы – практически приморские жители. Многие рыбинцы специально едут сюда на пляж, рыбаки часами просиживают здесь с удочками и фидерами. Воднолыжники из восьмой спортшколы проводят на море тренировки. Именно здесь солит и вялит рыбку рыбзавод «Приволжский», здесь раскинулся грузовой речной порт. Отсюда отчаливает суденышко на остров Юршинский, где горожане отдыхают на дачах вдали от цивилизации.
Самая рослая достопримечательность Перебор – водонапорная башня 45 метров высотой – построена в 1957 году. Эта самая высокая в Рыбинске из водонапорных башен сейчас не работает – район подключен к центральному водоснабжению.
Микрорайон Переборы основан в 1935 году из рабочего поселка. В 1944-м он был включен в черту Рыбинска.
Площадь Перебор – 2,6 кв. км. Протяженность вдоль водохранилища и Волги – около 2,5 километра.
Расстояние до центра Рыбинска – 11 км.
Деревня Переборы, давшая название микрорайону, существует и сейчас. Находится она в составе Рыбинска, располагается между водохранилищем и улицей Гэсовской и является самостоятельной адресной единицей — в ней находится четыре дома
Ни слова про первого директора кабельного завода Филькельштейна А.З ни его продолжателя Аникина В.Н.
Такое ощущение что статья написана 19 лет назад с нынешними поправками.