Имя Всеволода Мизенина в Рыбинске наверняка знают лишь единицы, а вот его бородатое веселое цыганское лицо точно запомнил каждый, кто был на усадебнике у Мити Кузнецова или на Красной площади в День города.
Всеволод познакомил горожан с Петром Уксусовым, а проще сказать, Петрушкой. Мне как человеку, близкому к театру и куклам, было очень интересно познакомиться с ним поближе. И вот удалось-таки выловить его в промежутках между бесконечными фестивалями, праздниками и уличными выступлениями.
— Всеволод, как ты попал в Рыбинск? Как тебе наш город?
— Первый раз мы оказались в Рыбинске в 2018 году по приглашению Мити Кузнецова. Земля русская интернетом полнится – он где-то услышал, увидел нас и пригласил на День города. Потом мы выступали на Усадебнике, в этом году снова приехали на Ярманку.
Рыбинский формат праздника на Красной площади нужно перенимать всем городам России
Центр Рыбинска мне очень понравился. Единство в оформлении вывесок – очень крутая идея. В этом году я увидел, что меняют дорожное покрытие. Видимо, это шаги к тому, чтобы повысить туристическую привлекательность Рыбинска. Это, конечно, радует. О том, что не понравилось, не могу сказать – мы недостаточно долго были в городе, чтобы увидеть все его стороны. Рыбинск к нам повернулся праздничной стороной, к тому же у нас здесь появились друзья, а это всегда скрашивает отрицательные стороны места, даже если ты их видишь.
— А сам ты откуда? Как начал заниматься петрушечным театром?
— В начале двухтысячных в Мурманске я увлекся изучением фольклора: заинтересовался народной педагогикой, музыкой, ремеслами. Мы с друзьями проводили народные гулянья – для себя, приятелей, родственников. В какой-то момент поняли: для полного эффекта не хватает только Петрушки. Изучили книгу «Народный театр» под редакцией Анны Некрыловой – там собраны тридцать текстов петрушечных комедий с середины XIX века до революции.
— Как появился твой первый Петрушка?
— Как делать кукол, никто в нашей компании не знал. Но в областном театре кукол служила наша знакомая художница из Санкт-Петербурга Елена Минина. У нее большой опыт производства кукол вообще и Петрушек в частности. Мы узнали, как готовить папье-маше для кукольных голов, как делать ручки, как обшивать кукол. Елена даже поделилась сценарием своего спектакля про Петрушку.
Кто-то из нашей компании сделал Марфу Петровну, кто-то – Доктора, кто-то – Капрала. Я так вдохновился, что сделал больше всех – Петрушку, Цыгана и коня. Один товарищ сделал ширму. Сами придумали, какая она должна быть: получилось очень надежно, но весьма тяжело. Зато она складывалась и превращалась в чемодан, куда мы помещали кукол, ткани, реквизит. Мы выступали на масленицах, даже съездили на гастроли на Алтай.
— А потом ты переехал в Санкт-Петербург?
— Да, в Мурманске я работал на радио, но чем глубже погружался в корни, в фольклор, тем дальше уходил от формата радиостанции. А формат был “contemporary hit music”, то бишь “современная хит-музыка”. И, посовещавшись с женой, мы решили сменить направление движения, переехав в Питер. Как показало время, решение было верное.
Чуть ли не первое, что я сделал, перебравшись в Северную столицу, – заявился в старый уличный театр «Странствующие куклы господина Пэжо». С ним я был знаком заочно, по роликам в интернете, но сердцем чувствовал с ними духовное родство. Показал им свой спектакль, они сказали: «Езжай-ка ты к Архипову, подучись!». Этот совет мне уже давала Елена Минина, крестная мама нашего Петрушки.
Ждать, чтобы меня послали третий раз, я не стал. И добыл телефон Анатолия Архипова (кукольник, создатель театрального центра «Петрушкина слобода» в Подмосковье – прим ред.). Спектакль Архипова я провел, согнувшись от смеха в три погибели. Если у меня были сомнения, стоит ли играть старинную комедию, после поездки они отпали. Я загорелся не на шутку.
Анатолий Архипов подарил мне деревянную голову Петрушки и пищик. Это штука, которая помогает изменять голос артиста – благодаря ему голос Петрушки так по-особенному звучит. Я несколько месяцев везде ходил с пищиком и дудел в него, как только выдавалась возможность. Отрабатывал дыхание, дикцию. Голос Петрушки – это основа петрушечного ремесла.
— А потом? Как появились Папьемашенники?
— А потом я вышел на улицу. И отыграл летний сезон на пешеходной линии Васильевского острова. Это бесценный опыт. Улица учит играть без «четвертой стены», постоянно чувствуя зрителя, взаимодействуя с ним. Со временем я выбрал самый удобный вариант ширмы. После того, как разбил своего первого Петрушку из папье-маше, стал делать кукол из дерева.
Постепенно все, чему я научился за годы жизни, пошло в дело. Пригодился и опыт игры на барабанах – мой Петрушка любит выстукивать разные ритмы по грядке ширмы. И практика работы в радиоэфире – у уличного артиста язык должен быть хорошо подвешен. Конечно, и балалайка пригодилась. И то, что в молодости мы исполняли хип-хоп, теперь помогает быстро и ловко сложить слова в нужную фигуру речи.
Я какое-то время стремился найти музыканта, человека, который обеспечит связь между куклами и зрителями. Были разные варианты, включая мою супругу. Но получая бесценный опыт на улицах, я понял, что лучший музыкант для моего театра – я сам. Штатный музыкант у меня есть, но он отвечает именно за музыку. А вот текст, куклы, взаимодействие с публикой и импровизация – только моя ответственность.
Опыт исполнения хип-хопа в молодости сегодня помогает складывать слова быстро и ловко
Мы с Петрушей играем на праздниках, фестивалях – и везде я стараюсь сохранять живой дух уличного представления. Ты вплетаешь в историю все, что происходит вокруг: собаку, прибежавшую поглазеть на представление, мальчика, который решил, что кукольник – именно тот, кто поможет ему избавиться от соплей, зрителя, который смотрит спектакль через экран гаджета. Все, что происходит вокруг балагана, можно бросать в огонь комедии.
— Твой спектакль органично вписался в День города Рыбинска. А как тебе наш праздник?
— Городской праздник, что делает Митя Кузнецов, стоит перенимать всем городам России. Те горожане, кто не в восторге от гуляний в угарном шашлычном дыму под оглушающую музыку и пивко, имеют право на другой праздник.
Мне близок День города в формате вашей Красной площади. Я приезжал с детьми и видел – им у вас нравится. Здесь есть возможность прикоснуться к звучанию народной музыки в исполнении классных музыкантов. Есть возможность окунуться в естественную среду праздника, наполненного совместным деянием, а не оглушающего, ослепляющего и одурманивающего. Это то, что нужно сейчас для укрепления семьи, воспитания умных, сильных и добрых детей.
— Считаешь, что культура прошлого и сейчас актуальна?
— Конечно, да! Почему нам близок Петрушка? За этим длинным красным носом, улыбкой-оскалом и раскосыми глазами прячется тот, кто говорит о насущном, злободневном и одновременно о вечном и непреходящем.
Братья Петрушки – дураки и шуты из старинных сказок, взгляд на мир которых – иногда простодушный, иногда хитрый – приводит их к царскому трону и свадьбам с прекрасными царевнами. Что можно перевести с тайного языка сказки как обретение Мудрости-Софии. Обретение «Царя в голове». А не к этому ли стремится почти каждый из нас?
Анастасия Макарова