Все чаще рыбинцам поступают такие тревожные звонки. В регионе активизировались кибермошенники, которые жаждут завладеть нашими деньгами на банковских картах.
Как не допустить этого, мы узнали у заместителя управляющего отделением по Ярославской области ГУ Банка России Евгения Ефремова.
— Евгений Борисович, сколько жителей региона пострадало от кибермошенников на данный момент? Как злоумышленникам удается выведывать у жертв реквизиты банковских карт?
— Кибермошенничество становится подобным эпидемии. В прошлом году объем выявленных несанкционированных операций с использованием платежных карт вырос на 44% и составил 1,38 миллиарда рублей. В общей сложности мошенники различными способами получали деньги физических лиц около 417 тысяч раз. В 97% случаев деньги им удавалось снять из-за того, что мошенники вводили людей в заблуждение, играли на психологических нюансах. В ход шла так называемая социальная инженерия, приемы которой позволяют выманивать у людей конфиденциальную информацию.
Одна из наиболее распространенных схем такова: преступники представляются сотрудниками банка, сообщают клиенту о якобы зафиксированной попытке проведения несанкционированной операции, а затем выманивают персональные данные. Дескать, это нужно для блокировки карты, «чтобы вы, дорогой клиент, не потеряли деньги».
Настоящие сотрудники банка никогда не будут требовать у человека номер карты или трехзначный код на ее оборотной стороне, код из СМС или PIN-код. Если это происходит, вы однозначно имеете дело с мошенниками, а реальным банковским работникам эти сведения не нужны.
Сообщив данные, человек фактически отдает мошенникам ключи управления своим счетом. Для большей достоверности они используют технологию подмены номера телефона. При помощи IP-телефонии на экране жертвы может высветиться номер настоящего банка, хотя на самом деле звонит мошенник. Сейчас технологии позволяют создать в телефоне эффект присутствия – жертва будет слышать, что с ней разговаривают из работающего офиса, где звучат голоса других операторов, шумит офисная техника.
В 2018 году объем выявленных несанкционированных операций с использованием платежных карт вырос на 44% и составил 1,38 миллиарда рублей
— Что делать, если человек заподозрил, что ему позвонили не сотрудники банка, а мошенники?
— Если такой звонок поступает, в первую очередь надо прервать разговор и просто положить трубку. Потом найти телефон банка на оборотной стороне карты или официальном сайте. Номер нужно набирать вручную. А еще лучше сохранить его у себя в телефоне. Позвонив в банк, нужно узнать, все ли в порядке с вашим счетом, вашими деньгами, вашей картой. Важно не делать обратных звонков по входящему номеру, потому что есть риск снова попасть на линию к мошенникам.
— Похоже, у любителей легкой наживы – целый арсенал преступных методов.
— Как я уже говорил, мошенники используют распространенные психологические приемы. Чаще всего они звонят рано утром или вечером, когда человека легче всего вывести из равновесия, заставить волноваться. Его можно запугать сообщением, что деньги будут безвозвратно потеряны. Еще один распространенный прием – обещание быстрой прибыли. Человеку говорят, что его карта участвовала в розыгрыше, проводимом банком, что он выиграл деньги, и теперь надо сообщить данные для зачисления приза.
Мошенники могут сказать, что налоговая служба намерена сделать налоговый вычет, и для его получения также нужно сообщить конфиденциальную информацию. Такими приемами потенциальную жертву вводят в стрессовую ситуацию, заставляют действовать мгновенно и необдуманно. В таком состоянии он выдаст и платежные реквизиты, и паспортные данные. Поэтому, ответив на подобный звонок, важно не впадать в панику и не поддаваться импульсивному желанию делать то, что говорит голос в трубке.
Порой люди недоумевают, как мошенники узнают, казалось бы, конфиденциальную информацию. Загляните в соцсети. Мы самостоятельно выкладываем имена, свои телефонные номера, рассказываем, где работаем, живем. Этих сведений уже достаточно для обзвона потенциальных жертв.
В общей сложности мошенники различными способами получали деньги физических лиц около 417 тысяч раз. В 97% случаев деньги удавалось снять из-за того, что мошенники вводили людей в заблуждение, играли на психологических нюансах
— Где еще мошенники подстерегают своих потенциальных жертв?
— Везде, где есть гаджеты и доступ во всемирную сеть. Поэтому на вашем личном компьютере или смартфоне, где установлен онлайн-кабинет банка, должны регулярно обновляться антивирусные программы и версии используемых приложений.
Воздержитесь от бесплатного Wi-Fi в общественных местах для совершения покупок или входа в интернет-банк. Позаботьтесь о надежном уникальном пароле в личном кабинете.
Не переходите на сайты по ссылкам из писем и СМС-сообщений, не соблазняйтесь суперскидками и «черными пятницами», призами и розыгрышами. Легко ошибиться, приняв полученный адрес за ссылку на известный вам сайт магазина или авиакомпании. Так вы рискуете угодить на фишинговый сайт, который только имитирует интернет-площадку продавца и пытается украсть персональные данные посетителей.
— Что делать, если человек через СМС-информирование видит, что с банковской карты действительно списываются деньги?
— В этом случае надо поспешить. Срочно позвоните в банк и заблокируйте карту. Затем в течение одного дня приходите в офис банка и напишите заявление о несогласии с операцией. Если вы не нарушали правила пользования картой, банк примет решение о компенсации списанных денег.
Одним словом, будьте бдительны. Вы несете ответственность за ваши личные деньги. Если столкнулись с мошенниками, напишите заявление в полицию.
По любым вопросам работы финансовых учреждений обращайтесь в Банк России по бесплатному телефону 8-800-300-3000 или через интернет-приемную на сайте cbr.ru.
Брехня ,ни чего не вернут,ни кто искать не будет.Сталкивался со Сбером и полицией.Им по хрен,сам дурак.