Темы 16 октября 2019 14:00

История одного предприятия

Шел 1922 год. Позади были Первая мировая и Гражданская войны. Плохо работали промышленность и транспорт, традиционные экономические связи между регионами, товаропроизводителями и потребителями были нарушены

В 1921-1922 годах возник острый дефицит продовольствия, который привел к массовому голоду в некоторых губерниях.

Стало ясно, что для скорейшего оживления экономики страны после нескольких лет разрухи требуется мощная организация, которая смогла бы заниматься транспортировкой грузов всеми видами сообщений – железнодорожными, водными и шоссейными путями – для государственных учреждений, общественных организаций, кооперативных объединений и частных лиц. Причем с приемом этих грузов непосредственно у отправителя и сдачей их в месте назначения получателю со всеми подсобными операциями – подвозкой к станции или пристани, перегрузкой, охраной в пути, ремонтом тары, страхованием, совершением таможенных операций в отношении экспортных и импортных грузов.

Справка
Акционерные общества существовали в стране с XIX века как форма частного капитала. Совет Народных Комиссаров своим декретом от 1 марта 1919 года прекратил их деятельность. Но сложившаяся тяжелая экономическая ситуация вынудила в рамках провозглашенной большевиками «новой экономической политики» (НЭП) разрешить их создание и функционирование с 1 января 1923 года

В ноябре 1922 года такая организация была создана в форме акционерного общества, получившего название «Первое акционерное транспортное общество «Транспорт».

Учредителями общества выступили Высший Совет Народного Хозяйства, Народный комиссариат путей сообщения и Народный комиссариат продовольствия. Содействие обществу решили оказывать Народный комиссариат почт и телеграфов и Центральный комитет Всероссийского производственного союза транспортных рабочих.

С 1 февраля общество приступило к работе.

Было создано 12 районных управлений, каждое из которых охватывало по несколько губерний. Районные управления открыли 183 конторы и агентства, обслуживающие почти все промышленные и торговые центры страны, и заграничное представительство в Риге.

В совместной эксплуатации с железной дорогой имелось 52 городские станции.

Ярославская губерния была отнесена к Волжскому району, в состав которого входили все поволжские города, начиная с Твери и заканчивая Астраханью. Волжское районное управление находилось в Нижнем Новгороде.

Рыбинская контора Первого акционерного транспортного общества «Транспорт» начала свою деятельность 16 февраля 1923 года.

Не имея при создании собственных помещений, Рыбинская контора общества «Транспорт», находившаяся в доме № 69 по Волжской набережной, арендовала у горкомхоза 7 складов, в том числе склад на Волжской набережной, склад № 5 на площади Володарского (сейчас это Красная площадь), склады № 6, 7 и 8 Городских амбаров за рекой Черемухой, а также помещения под конюшню.

К 1 октября 1923 года в конторе работало более 60 человек, в том числе заведующих складами, агентов и сторожей 30 человек. Для гужевых перевозок имелся собственный обоз из восьми ломовых лошадей со штатом извозчиков – восемь человек и один конюх. Для погрузочно-разгрузочных работ использовалась рабочая сила Союза транспортных рабочих на договорной основе.

Справка
Ново-Волжская ветка – железнодорожный путь, соединяющий станцию Рыбинск-Пассажирский и современную Тоговщинскую Промзону

Из доклада управляющего Рыбинской конторой общества «Транспорт» Николая Константиновича Целикова:

«…Акционерное общество способствует оживлению грузооборота республики и тем самым содействует развитию местной промышленности, торговли… Для удобства отправителей грузов по железным дорогам и водным путям в распоряжении Рыбинской конторы – оборудованные склады емкостью до 4 000 000 пудов груза.

Все склады, кроме находящихся в центре города, обеспечены железнодорожными подъездными путями… Рыбинская контора содержит при себе Объединенную городскую станцию Северо-Западной железной дороги, через которую отправляются и получаются все грузы как малой, так и большой скоростей с выдачей всех документов здесь, на месте, в конторе, тогда как работающие, помимо «Транспорта», должны ходить для оформления приема и сдачи грузов на товарные станции, убивая для этого подчас дорогое производственное время.

Главная масса переработанных грузов – из учреждений и предприятий государственной промышленности и торговли. 12% – частные грузы. Постоянными клиентами конторы «Транспорт» являются Госбанк, Жиртрест, Сахаротрест, Яргубсоюз, фабрика «Маяк», Госрыбпром, Сельпромсоюз, Кожтрест, Синдикат «Соль», Волжское Госпароходство…».

К 1925 году в распоряжении Рыбинской конторы были Ново-Волжские склады, способные принять до 30 000 тонн хлебных грузов. Они поступали с Ново-Волжской пристани или по Ново-Волжской железнодорожной ветке. Для крестьян, нуждающихся в сохранности привозимого масла от порчи в летнее время, был оборудован ледник емкостью до 50 тонн.

Константин Мишин

Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Цветкова Александра 16:26 | 16 октября 2019

Очень интересная статья, прочитала с огромным удовольствием и узнала много интересных фактов о жизни нашего многострадального города.
Спасибо автору ! Так держать , Константин !!!

Корзунова Виолетта Кимовна 16:32 | 16 октября 2019

Присоединяюсь к Александре с похвалами автора .
Константин — Ждём продолжения !
А редакцию газеты благодарю, что привлекаете новых авторов и печатаете такие интересные статьи.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме