Пять советов, как в сезон «жарких» скидок сохранить холодную голову. И кошелек
В ноябре магазины Рыбинска дружно включаются в аттракцион невиданной щедрости. Тотальные распродажи, финальные скидки так и усыпляют нашу покупательскую бдительность. В погоне за дешевизной мы рискуем не только не сэкономить, но и вовсе остаться без рубля, потратившись в пух и прах. Как взять под контроль шопинг, бессмысленный и беспощадный? Мы собрали советы психолога, правозащитника и «профессионального» покупателя.
Включаем логику, задаем вопросы. Вступая на порог супермаркетов и бутиков, мы становимся участниками эксперимента под названием «Психология потребления». «Приятные ароматы, музыка, красивое оформление воздействуют на наши чувства, они активизируют отдел головного мозга, отвечающий за удовольствие, и отключают отвечающий за логику и мышление, — объясняет психолог центра «Жизнь Плюс» Екатерина Кононова. — Искушение и соблазн сложно контролировать, но можно. Например, переводя необдуманные желания в обдуманные. Взяв с полки вещь, задайте себе вопрос: для чего она мне? Постарайтесь понять: «я это просто хочу» или «мне она действительно нужна?» Так у вас будет шанс уберечь себя от приобретения веселенького, но не сочетающегося ни с чем шарфика или туфель на супершпильке, на которые можно только смотреть.
Составляем список. Он помогает не совершать импульсивные покупки, отмечает Екатерина. Это особенно актуально, если вы отправляетесь в большой магазин. Будьте стойкими, придерживайтесь его! «А перед тем, как идти на кассу, проведите ревизию своей корзины: всё ли там действительно нужное и полезное или есть и то, без чего легко можно обойтись», — продолжает психолог.
Топ-3 самых популярных покупок в период распродаж: электроника, одежда и детские товары
Сравниваем цены в разных магазинах, с интернетом это не проблема. Лень шерстить сайты торговых сетей — можно еще проще. Приложения типа «Едадил» или SkidkaOnline по вашему запросу сами подберут товары со скидками. Вам остается только выбрать наиболее подходящие.
Не обольщайтесь желтыми ценниками. «Обращайте внимание не на величину скидки, а на конечную цену товара, — советует опытный охотник за скидками на бренды Денис Орлов. — Например, джинсы с 15-процентной уценкой в одном интернет-магазине могут оказаться дешевле аналогичных со скидкой 50% у другого продавца».
Изучаем свои права. Цены падают и тают, а вот Закон о защите прав потребителей остается незыблемым. Даже в сезон распродаж. И что бы вам ни говорил продавец, знайте: он должен гарантировать обмен и возврат акционного товара на общих основаниях. «Скидки, распродажи — это всего лишь маркетинговый ход, они никак не умаляют законных прав потребителей, — поясняет председатель общественной организации «Центр защиты прав потребителей» Нина Кузнецова. — Не важно, какую скидку сделал продавец, хоть 99% — на действие закона это никак не влияет. Согласно статье 25 Закона, покупатель вправе вернуть или обменять товар надлежащего качества, если он не подошел по фасону, расцветке, размеру, комплектации».
Проще говоря, если по дороге домой рекламные чары рассеялись, и вы передумали пополнять гардероб десятой блузкой в горошек, то имеете полное право вернуть ее обратно. В магазине вещь примут, если она сохранила свой первоначальный вид со всеми этикетками и бирками, у вас есть чек, а с момента покупки еще не прошло 14 дней.
Но это правило распространяется не на весь ассортимент, например, книги, ювелирные изделия, духи, косметика и белье вернуть нельзя. В перечень «невозвратных» входят и технически сложные товары: смартфоны, фотоаппараты, электронные игрушки, наручные часы в исправном состоянии.
Не спешим. При покупке дорогостоящих вещей решение необходимо принимать взвешенно. Под воздействием общего ажиотажа и обольщающего маркетинга сделать это ох как нелегко. «Утро вечера мудренее, — уверена Екатерина Кононова. — Отложите покупку до завтра или до дня зарплаты. Вполне возможно, через день вы и не вспомните о своем желании. Или напротив, утвердитесь в нужности и важности приобретения».
Не бойтесь, что акции на сковородки из чудо-гранита и «десять ведер по цене восьми» завтра закончатся. Ну не купите в этот раз, купите в другой. Впереди еще новогодние скидки и прочие сезонные «ценопады». У кошелька еще не раз будет возможность похудеть.