«Школа грамотного потребителя услуг ЖКХ» – проект, который с 2016 года курирует комитет по развитию местного самоуправления администрации Рыбинска. За это время состоялось восемь обучающих сессий для председателей КТОСов, старших по домам, активных жителей. Сюда приходят те, кто хочет найти ответы на вопросы управления имуществом, получить грамотную консультацию, разобраться в конкретных ситуациях, прокачать свои знания в жилищном законодательстве. Это и лекторий с приглашенными специалистами, и дискуссионный клуб, где обмениваются опытом, и с недавнего времени – вариант нескучного и полезного досуга. Единственное, чем уж точно не являются курсы «знатоков ЖКХ», так это собраниями «для галочки».
— Общественный запрос на Школу грамотного потребителя есть. Людям интересен такой формат, – подтверждает Наталия Жигачева, председатель комитета по развитию местного самоуправления. – Знатоков ЖКХ с каждым годом становится больше. Осенняя сессия 2019 года, которая завершилась недавно, стала одной из самых массовых, за две недели занятия посетили около 900 рыбинцев.
Организаторы курсов изначально стремились «быть ближе к народу» и проводить встречи именно там, где удобно людям – в их микрорайоне, рядом с их домом.
— Доступность курсов – важное условие, – говорит Наталия Жигачева. – Мы проводим их вечером, чтобы люди успели приехать после работы. И если в первые годы у нас было шесть площадок, то теперь стало девять. Это ДК, филиалы библиотек и даже воскресная школа в Заволжье-1.
Такой же подход и к темам – все идет от людей: что актуально, то и обсуждают. Можно заранее сформулировать свои вопросы и направить их в комитет. Традиционно волнуют капремонт и вывоз мусора. Многие интересуются, как войти в программу «Решаем вместе».
— Для жителей Переборов актуальна тема теплоснабжения, особенно в старых двухэтажных домах, – рассказывает Александр Шамарин, председатель КТОС Переборы. – Ответов от коммунальщиков, УК мы ждем годами, а тут специалист из департамента ЖКХ все подробно рассказала, разложила по полочкам. Одно дело – читать противоречивую информацию в интернете, и совсем другое – лично получить грамотную консультацию эксперта. Считаю, что это полезный проект, который надо продолжать. Недавно КТОСовцев собирали в Костроме, я ездил от Ярославской области. И знаете, Рыбинск далеко впереди других – те проблемы по управлению домами, которые костромичи только собираются решать, мы у себя уже давно решили.
По окончании курсов каждый слушатель получает методический сборник с кратким содержанием курса и полезными телефонами. В прошлом году итоги Школы грамотного потребителя в Рыбинске решили подвести и вовсе не обычным способом. Свои знания участники проверяли в ходе квест-игры «Знаток ЖКХ». Некоторые председатели КТОСов оценили креативный подход и растиражировали квест у себя в микрорайонах. В этом году традицию решили продолжить, на участие в деловой игре заявки подали 50 человек.
По словам Наталии Жигачевой, образовательный проект постоянно меняется, наполняется свежими идеями:
— Чтобы популяризировать успешный опыт общественников, мы проводим два конкурса: «Лучший управдом» и «Гражданский активист», с их положениями можно ознакомиться на странице комитета на сайте администрации Рыбинска. Итоги подведем в декабре на небольшом празднике. Еще одно новшество этого года – творческие мастер-классы для сплочения КТОСов, где активистов научат делать поделки, чтобы на встречах в своих микрорайонах они не только обсуждали проблемы, но и занимались чем-то приятным за чашкой чая.
Старшие по домам, председатели КТОС – за редким исключением, люди старшего возраста, пенсионеры. В комитете по развитию местного самоуправления задумались о подготовке смены.
— Мы начали проводить Школу грамотного потребителя для молодежи. Старшеклассники сейчас продвинутые, они хотят знать свои права и обязанности. Весной обсуждали проблему мусора в шестой школе, 28 ноября собираемся в тридцатую школу. Наша цель – вырастить грамотного собственника жилья, потребителя и заказчика услуг ЖКХ, – считает Наталия Жигачева.
Наталия Жигачева:
Наша цель – вырастить грамотного собственника жилья, потребителя и заказчика услуг ЖКХ