…Двое суток он брел по глубокому снегу, пробиваясь к линии фронта. Одно поле сменялось другим. От кровопотери и голода кружилась голова, силы таяли. Но парень с Волги упрямо шел вперед.
На волоске от смерти Герой Советского Союза, летчик-штурмовик Анатолий Самочкин был дважды, но каждый раз возвращался в боевой строй. В его жизни необычным было не только спасение, но и рождение.
Самочкин появился на свет… на борту парохода. В тот день, 1 мая 1914 года, судно, капитаном которого был его отец, как раз стояло у рыбинской пристани. Вот только батюшка, крестивший малыша, отказался указывать местом рождения каюту корабля. Тогда Самочкин-старший назвал свой родной город Буинск, что в Татарстане. В результате в исторических справках можно встретить разночтения: в одних Анатолия Васильевича считают уроженцем Рыбинска, в других – Буинска.
Как бы то ни было, детство и юность будущего пилота прошли здесь, на Волге. В Рыбинске он полюбил небо.
Окончив семь классов, Анатолий учился на судомеханическом отделении школы ФЗУ при судоверфи имени Володарского. В навигацию ходил на буксире – был первым помощником машиниста.
Водная стихия не мешала мечтать о небе. Работу Самочкин совмещал с учебой в Рыбинском аэроклубе, а затем, получив диплом Ульяновской школы Гражданского Воздушного Флота, стал инструктором клуба.
В апреле 1941-го молодой летчик пополнил ряды Красной Армии. Перед войной он окончил трехмесячные курсы командиров звена и уже в сентябре в составе 289-го ближнебомбардировочного авиационного полка (63-я смешанная авиационная дивизия, 40-я армия, Юго-Западный фронт) совершил свой первый боевой вылет.
Тогда в небе было жарко. Прямым попаданием бомбы Самочкину удалось уничтожить вражескую переправу через Днепр. Но чего это стоило! Позже, на аэродроме, в обшивке самолета Анатолия насчитали 280 пробоин. За первые 38 боевых вылетов пилота наградили орденом Красного Знамени.
«Только за последние 77 вылетов (после награждения первым орденом Красного Знамени) он сбросил на головы фашистов более 900 авиабомб, в том числе 246 фугасных весом по 50 килограммов, две зажигательные бомбы такого же веса, 270 осколочных бомб весом 10 килограммов и 365 бомб весом 8 килограммов, израсходовал на поражение пехоты противника свыше 78 тысяч пулеметных патронов» – сведения в наградном листе пестрят цифрами.
Анатолий Самочкин:
Камни живут дольше, чем люди, но только люди делают подвиг бессмертным
Лейтенант Самочкин бомбил с воздуха стратегические объекты, уничтожал живые силы и технику противника. Тогда каждый декабрьский день 41-го для него отмечался множеством потерь врага. К январю 1942-го вылетов было уже 115.
В воздушных сражениях дважды доставалось и Анатолию. Немцы сбивали его самолет, сам он серьезно был ранен.
16 февраля 1942 года, во время тяжелого воздушного боя в районе Беленихино, советскую боевую машину настиг фашистский «Фоккер». Самолет загорелся, но Самочкин смог его посадить. Спустя двое суток летчика нашли в поле, замерзшего и изможденного. На его поиски лично летал командир полка.
За образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм летчику из Рыбинска присвоили звание Героя Советского Союза.
12 сентября 1942 года Самочкина перевели в 15-й отдельный разведывательный авиационный полк и назначили командиром отдельной разведывательной эскадрильи корректировщиков. Бои на Воронежском фронте, знакомство в Рассказово с новым ИЛ-2, прозванным фашистами «черной смертью», получение ордена Отечественной войны II степени в Москве и схватка на Курской дуге – события в жизни воздушного аса Самочкина меняются быстро, словно стеклышки в калейдоскопе.
198 боевых вылетов, 13 уничтоженных танков, 2 орудия, 285 автомашин, 1 броневик, 4 штабных автобуса, 108 повозок, 9 мотоциклов, 3 железнодорожных вагона, истреблено свыше тысячи фашистских солдат и офицеров – личный рекорд летчика-штурмовика. Кроме того, экипаж Анатолия сбросил в расположение войск противника 613 тысяч экземпляров агитационной литературы на немецком языке, а также на румынском, итальянском, венгерском и других языках народов, которые воевали на стороне Германии.
В августе 1943 года летчик получил приказ о направлении на учебу в Военно-Воздушную академию командно-штурманского состава, которую окончил уже в мирном 1946 го-ду. Небу он прослужил еще 15 лет. Был замкомандира 206-го штурмового авиационного полка 224-й штурмовой авиационной дивизии в корейском Пхеньяне, начальником огневой подготовки смешанного авиационного корпуса, а затем заместителем командира авиаполка в Китае.
В октябре 1952 года боевые самолеты полка совершают сложнейший перелет по маршруту Цзиньчжоу – Мукден – Дуньхуан – Бабство. Вел их Самочкин. Через два года он дослужился до подполковника.
Последним местом воинской службы для рыбинца стал отдел боевой подготовки в штабе ВВС Дальневосточного военного округа. В 1961 году он сме-нил должность на мирную профессию слесаря-испытателя на горьковском заводе «Теплообменник». С небом теперь его связывало только то, что предприятие работало на авиационную промышленность.
На одной из книг «Герои Советского Союза – горьковчане» Анатолий Самочкин написал: «Камни живут дольше, чем люди, но именно люди, только люди делают подвиг бессмертным». Ему ли было не знать…
Говорят, человек жив, пока живет память о нем. Имя Героя высечено на памятнике на Аллее Славы в Рыбинске. Его носит улица в Нижнем Новгороде. А по реке Волге ходит буксир «Анатолий Самочкин». Мы помним…
Мы будем помнить…За статью РИ спасибо!