В Великой Отечественной войне смелость и доблесть советского солдата стали одними из главных факторов, недооцененных врагом. Даже в одиночку красноармейцы рвали фашиста на лоскуты.
Василий Зайцев, тезка знаменитого советского снайпера, один уложил 50 фрицев. Цеплялся за жизнь до последнего. Дома его уже похоронили, а он вернулся с того света.
Обычный паренек из крестьянской семьи родился в деревне Веретеново под Рыбинском. В 1931 году, когда ему было 19, окончил Борисоглебский зоотехникум в Мологском районе и работал председателем двух сельсоветов. В июне 41-го пополнил ряды Рабоче-крестьянской Красной армии, а вскоре попал на фронт.
С весны 1942 года до середины 1943 года 61-я армия вела оборонительные и наступательные бои южнее и юго-западнее города Белев (Тульская область). В июле-августе 1943 года в составе Брянского фронта участвовала в Орловской операции. За отличие в этих боях в августе 43-го старшина Зайцев был отмечен медалью «За Отвагу». А к осени уже командовал взводом 181-го стрелкового полка 356-й стрелковой дивизии 61-й армии Центрального фронта.
Вскоре он отличился во время освобождения Могилевской области Белорусской ССР.
В ночь на 23 сентября 1943 года в одном из боев на территории Черниговской области, на подступах к реке Днепр, старшина Зайцев с группой бойцов, оторвавшись от основных сил, захватил важную высоту. В течение суток горстка бойцов удерживала занятые позиции.
В наградном листе за подписью командира 1181-го стрелкового полка подполковника Сиротина описаны подробности той кровавой ночи.
«С вечера пробрались в указанное место, с боем выбили врага и стали ждать рассвет. Утром гитлеровцы предприняли контратаку. Группа отчаянных воинов во главе с командиром яростно отбивалась, но силы были не равны. Упал боец Иванов, за ним – Коркин, потом еще один. Весь маленький отряд вышел из строя. Зайцев остался один. Надо действовать, иначе смерть или плен. Зайцев присел на землю, чувствовал страшную усталость, хотелось забыться, отдохнуть. Перед глазами стоял туман, но сознание не покидало. Немцы, сообразив, что имеют дело с одним человеком, решили захватить его живым. Подобрались близко 7 вооруженных бандитов с автоматами, а у Зайцева всего один патрон и одна противотанковая граната. Он швырнул ее в немцев, четверо из них упали, остальные разбежались. Теперь есть чем воевать: 4 автомата, выпавшие из рук фашистов. Опять показались 3 немца, на этот раз они шли еще самоувереннее. Василий уже не тешил себя надеждой на спасение. С большим трудом поднялся и, шатаясь, пошел навстречу немцам. Подойдя вплотную к фашистам, он выхватил кинжал и яростно нанес удар двум фрицам, а третий бросился прочь. В это время сзади на него набросился еще один немец. И на этот раз Зайцев дал отпор – вонзил клинок во врага. Теперь было сравнительно безопасно…».
Отбивая контратаки врага, огнем из автоматов, гранатами и в рукопашных схватках Василий уничтожил около 50 гитлеровцев. В одиночку! Был тяжело ранен, но поле боя не покинул. Высота была одержана до подходов своих позиций.
За подвиг 15 января 1944 года старшина Зайцев был удостоен высокого звания Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».
Бои продолжались. Тяжелые, кровопролитные. В одном из них старшину зацепило так, что врачам из госпиталя пришлось его вытаскивать с того света. Тем временем родные уже оплакивали рыбинца. По ошибке домой вместе с известием о присвоении звания Героя пришла и похоронка.
Но он вернулся. В 1944-м Зайцева демобилизовали по ранению. Началась новая мирная жизнь.
Через четыре года Василий окончил Ярославскую партшколу и устроился работать бухгалтером на торфодобывающее предприятие Переславского района. Жил в поселке Погост, затем перебрался в Ивановское Переславского района. Там и провел последние дни.
14 февраля 1994 года Героя не стало. В память о нем на его доме установлена мемориальная доска.
Герой, но судя по биографии коллективизацию, раскулачивание, разрушение церквей проводил тоже он. «Вот такая, понимаешь, загогулина».