Сохранять огонь, а не передавать пепел. Так объясняет принцип своей работы Алексашин. Огня в его делах – хоть олимпийский факел поддерживай.
Алексей – еще тот волшебник и разрушитель спокойствия. То пейзажи Коровина разместит на деревянных рыбах, то воскресит узоры Мологи – достанет из забвения вышивки и резьбу утонувших земель.
А недавно и вовсе учинил невообразимое – водрузил посреди Волжской набережной огромную красную прялку с мологскими узорами! Да где! Не на туристской тропе, а между бетонным забором водоканала и серыми фасадами. «Ни уму, ни сердцу, — забухтели в соцсетях. – Ни туристу, ни рыбинцу, ни мологжанину».
Но он такой – не боится быть первопроходцем. И словно поддразнивая скептиков, Алексей откровенничает – хотел прялку побольше, мечтал о сорокаметровой. Но тогда с ней было бы сложно фотографироваться. А увозить на память кусочек Рыбинской земли – это важно.
Местную культуру надо раскручивать, рекламировать – да-да, как товар, уверен Алексей. А для этого она должна быть понятна, приятна, доступна, интересна. Где-то даже может шокировать – как расписная четырехметровая прялка посреди серых домов. Но зачем все это?
Обычный человек ленив и не любопытен, и это нормально. Школьником он побывал в музее и успокоился – мол, хватит, окультурился. А музей и не спешит хватать его за руки, затаскивать и расхваливать свои сокровища.
Да, повернуть человека к истокам трудно. Для этого народные промыслы нужно популяризировать. Русские узоры, песни, одежда должны «нестись из каждого утюга». Нужно адаптировать их, разместить на удобные полезные эргономичные вещи. И человек купит, будет носить худи с гжелью и пользоваться настольной лампой с мологской резьбой.
— Икея так несет скандинавскую культуру по всему миру – это идеальный пример мягкого захвата, soft power. Их текстиль, посуда ведь не под хохлому расписаны – это традиционные северные узоры. Вот я и мечтаю о славянской Икее, — делится Алексей.
Первейшая задача обычного музея – хранить. И уж в десятую очередь – распространять искусство. Но пока обычному человеку не прорекламируешь гаютинские росписи и вологодские кружева, пока не покажешь их во всей красе, пока не докажешь, что это не только красиво, но и удобно, он их не полюбит и не выберет.
Алексашин называет свою деятельность «новое краеведение». Популяризация давно забытых народных промыслов – вот в чем он видит свою задачу:
— Обидно, что забытых. Они такие прекрасные! Сотрудничаю с Рыбинским музеем-заповедником, рассматриваю резные рубели, которыми стирали, пряничные доски, те же прялки. От них просто дух захватывает. Жаль, что их никто не видит, ими не любуются.
Сейчас работы команды Алексея – расписные медведи, зайцы, лошадки – в московском Экспоцентре на всероссийской выставке народных промыслов «Ладья».
— На лошадках – мологские узоры. На зайчиках – краски и линии ярославских изразцов, — уточняет Алексей. – Такими фигурами можно украшать любое городское пространство – к примеру, разместить в парках или селфи-зонах на Дне города.
И прялка-гигантесса – первый камень в создании фундамента интересного Рыбинска, наполненного сюрпризами, «пасхалками», необычными находками – большими и поменьше. Кстати, напротив арт-объекта обещают убрать бетонный забор – водоканал хочет заменить его на кружевное литье. Так территория постепенно изменит облик, станет уютнее.
— Исторический Рыбинск нужно наполнять артефактами. Нас должна окружать красота, необычные яркие предметы, картины на фасадах. Северсталь, к примеру, нанесла на свои мрачные трубы котиков. А котики – это прекрасно. Все любят котиков. Почему бы Рыбинску не обзавестись парочкой-другой нарисованных усачей? Трансформаторные будки Рыбинска – серые коробки. Мне нравится идея расписать их – теми же мологскими узорами, наша команда взялась бы за это. В рамках темы можно обновить остановки общественного транспорта, а то и сами автобусы-троллейбусы, — мечтает Алексей.
Люди, подобные Алексашину, доказывают: неважно, какого размера город, если в нем есть необычные детали – вкусные, поднимающие настроение, он понравится гостям, да и жителям не даст заскучать.
40 метров для освоения 40% гранта, 40 метров отчетов — неплохое решение
Дети, очень рабочая модель чтобы получить грант типа доп. образование, обучение новому неизведанному.
У вас есть дети тогда бы идем к вам, пять фоточек и портфолио для нового гранта готово.
Икея работает совсем по другим принципам, в основе лежит модель (Дешево, качественно и красиво) между прочем 80% производства продукции расположено в России, 50% в ближайшем Подмосковье.
И для чего навешивать новым поколениям свой концепт замыливших росписей? дайте людям права самим решить, что им по нраву, а что нет.
Никто никого права выбора не лишает. Алексашин предлагает свой взгляд, с ним можно не соглашаться.
Мы в Ярославле очень заинтересовались проектом. Такие люди, как Алексашин — настоящие генераторы идей, которые помогают по новому увидеть и показать сокровища родного края. А уважаемого комментатора написавшего фразу «Свой концепт замыливших росписей?», хочется спросить — у вас к Алексею что-то личное?…
Не соглашусь с предыдущим комментатором — нигде не увидела навешивания концепта. Это здорово, что в наше время есть люди, которые интересуются и ценят историю своей Родины. И это не 5 фотографий для портфолио, а кропотливый труд по изучению вышивки и резьбы, встречи с искусствоведами. Уверена, что труды Алексея найдут достойный отклик у горожан и сподвигнут к изучению истории родного края.
Тоже думала взять грант. Оказалось, что у меня нет идеи для гранта. Мало того, что надо подавать на грант кучу бумаг, проходить комиссии, скорее всего с первого раза не дадут, потом реализовать задуманное, а потом отчётами замучают… всё равно главное — идея!!!! Причём идея должна быть исполнимая, полезная и интересная. В этом вся загвоздка. В данном случае все критерии отработаны: горожанам прикольно, мологжанам приятно, туристам интересно. Таких нестандартных арт-объектов должно быть много. Не на памятники же туристам всё время смотреть. В Финляндии мне очень понравились огромные (по 40 м) статуи из покрышек. Сращу подумала, что у нас бы не прокатило такое. Хорошо, что в Рыбинске администрация не менее креативная, чем жители 🙂
Раз уж исторический центр брусчаткой местами выложили и вывески в этих местах через «ъ»-ять сделаны, причем практически «папье-маше» (утрирую), на фанере, красками и сверху вырезанные буквы из дерева, смотрится необычно. Вчера прогуливалась пешком от Юбилейного до Собора и обратно. Ближе к театру есть ювелирный магазин (не буду рекламировать), но я еле узнала эту торговую марку, взгляд останавливает. Ну и как еще завлечь туристов, как не внешним обликом. Артефакты нужны, я считаю. Прялка — пусть будет!!! Она конечно для Иваново больше подходит (там на гербе прялка (вроде), но и Рыбинск ремесленным был. Алексей, давай рыбу расписную!!!!!! можно тоже 40 метров. Красиво же!!! Надо больше арт-объектов! Это лучше, чем унылые серые дома! И туристы поедут с удовольствием.
Да с удовольствием) Место?