Темы 9 января 2020

Уйдут ли ботинки с рынка?

Купить на рынках Рыбинска недорогие сапоги и тапочки скоро станет сложнее, а может, и совсем никак. С 1 марта станет обязательной маркировка обуви. Но продавцы к переменам по большей части не готовы.

Код на выбывание

Маркировка подразумевает, что каждая пара обуви, выставленная на продажу, должна иметь свой уникальный цифровой код. Он содержит сведения о наименовании продукции, ее производителе, дате и месте выпуска. Информация о товаре заносится в систему мониторинга «Честный знак», благодаря чему можно проследить весь путь конкретной пары сапог с конвейера до продажи конечному покупателю. Главная цель нововведения — убрать из оборота контрафакт.

При этом маркировка — не рекомендация, а требование. Предъявляется оно ко всем участникам оборота обуви, будь то производитель, импортер, оптовик, большой обувной магазин или скромный ИП, торгующий на рынке. Как раз с последними дело обстоит сложнее всего. Микробизнес работать в новых условиях оказался не готов.

«На прогресс не хватает»

Продавец Наталья стоит на рынке в любую погоду. К ней на точку люди идут за тапками и детскими сапожками, потому что здесь дешевле, чем в магазине. На этом преимуществе и стоит ее бизнес. Но маркировка может его значительно пошатнуть, если не потопить совсем.

Об изменениях правил игры женщина наслышана, но как по ним работать, не представляет.

— Ничего пока не ясно. Оптовичка с фабрики «Скороход» уверяет: «Не волнуйтесь, мы вам этих кодов сколько угодно напечатаем». А знакомые уже получили новую партию обуви с маркировкой, пытались считать коды через приложение «Честный знак». Ничего не получилось – то ли коды неправильные, то ли система не отлажена? — разводит руками продавец.

Но даже если коды будут «правильными», проблему это не решит. Сегодня  далеко не все торговые точки на рыбинских рынках оборудованы даже обычными платежными терминалами. В основном в ходу наличка, деньги передаются из рук в руки. Никаких касс и  чеков. С приходом маркировки старая, как мир, схема обречена на забвение, ведь о продаже каждой пары тапочек  нужно уведомлять систему с помощью специального оборудования: 2D-сканера и онлайн-кассы, и то не всякой, а способной работать с маркированными товарами. Цена вопроса — 30-55 тысяч рублей (по  информации официального портала честныйзнак.рф). Деньги пусть и не заоблачные, но для ИП, торгующего на рынке, весьма ощутимые.

— Покупательная способность у людей маленькая. Наш контингент — пенсионеры, не олигархи, наценку на товар и так делаем минимальную. Обороты небольшие. А вложишься в прогресс, и торговля просто потеряет экономический смысл, — калькулирует еще один владелец уличной обувной точки.

Естественный отбор

Скептический взгляд на вещи разделяет председатель Рыбинского союза предпринимателей малого бизнеса Александр Кутырев:

— Работать станет сложнее. За все придется платить: за передачу данных в систему, за каждый маркер. Проблемы будут возникать  с иностранными товарами. Импортер должен будет открыть в России ООО и промаркировать товар. Лично мое мнение – дешево и хорошо не будет.

По мнению Кутырева, положение у торговцев обувью усугубляется еще и частичной отменой ЕНВД — «народного» налогового режима, на котором работает множество ипэшников. С  2020 года «вмененкой» не могут пользоваться продавцы  маркированных товаров: изделий из натурального меха (с 1 января), обуви (с 1 марта) и лекарств (с 1 июля). Вместо этого законодатель предлагает перейти на упрощенную или общую систему налогообложения, что во многих случаях ударит микробизнес по карману. Или приведет к краху.

Один из вариантов развития сценария — с рынка просто вымоет мелких торговцев, а на плаву останутся только крупные игроки. Выиграет ли от этого покупатель? С одной стороны, да — риск купить сомнительного качества «Китай»  будет меньше. Но с другой — заплатим мы за это дороже.

Вопрос ребром

Принять новые реалии или уйти в тень? Барахтаться или закрыться? Покупать дорогостоящее оборудование или искать другую нишу? Продавец Наталья еще не решила, как будет действовать дальше. Она заняла выжидательную позицию. И таких, как она, в Рыбинске немало. Но часики тикают, времени остается все меньше. Об этом напоминает Роспотребнадзор. На это ведомство возложен контроль за исполнением закона.

— Обязательный мониторинг начнем с 1 марта. К этому сроку каждая пара ботинок должна быть отмечена кодом, а в систему занесена вся информация по нему, — поясняет заместитель начальника отдела Роспотребнадзора в Рыбинске и Рыбинском районе Жанна Фадеева. — С 1 марта (и с 1 мая в отношении товаров, введенных в оборот до 1 марта) нарушителей будут наказывать, предусмотрена ответственность вплоть до уголовной. Штраф для граждан установлен в размере от 2 до 4 тысяч рублей с конфискацией товара, на юридических лиц – от 50 до 300 тысяч рублей с конфискацией. О проверке предпринимателя должны известить как минимум за 24 часа.

Вопрос,  исчезнут ли обувные точки с рынков Рыбинска, остается открытым. До весны.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Покупатель 20:59 | 9 января 2020

Неужели на суконные ботинки «Прощай молодость», которые за 300 р. лежат в корзинах торговой сети тоже поднимут? И на искусственные летние мокасины за 500 тоже? Беспредел.

    Светлана 19:14 | 10 января 2020

    НАДО КАК ТО КАЗНУ пополнять, вот и придумывают всякие фишки. А народ все нищает

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме