Темы 17 января 2020

Соединяя берега

Вспоминаем историю волжского моста: два проекта, трагедия у переправы, гибель рабочих, признание в любви от мостостроителей

Фото Владимира Никитина

26 августа 1963 года в Рыбинске открыли мост. Тысячи горожан двинулись навстречу друг другу с правого и левого берегов. Этого дня город ждал тридцать лет.

В тридцатые годы население Рыбинска превысило 120 тысяч человек. Жители 700 сел и деревень Мологского края переселились в рыбинское Заволжье. Работать мологжане устраивались на предприятия на правом берегу. Ежедневно сотни горожан переправлялись через Волгу.

Паромная переправа был трудной: несколько раз за сутки уровень Волги колебался до 7 метров. Рыбинск остро нуждался в мосте. Он открывал короткий путь на Пошехонье и Череповец. Да и страна требовала строить дороги и мосты: время тихих заплывов на лодочке ушло. Бурная индустриализация толкала на решение грандиозных задач.

Волгострой – организация, строившая шлюзы и Рыбинскую ГЭС, взялась за возведение моста. И специалисты там опытные, и рабочих рук хватало с избытком. Инженеры разработали проект сооружения, совсем не похожий на привычный мост-чайку. Арок-крыльев не предполагалось, лишь один пролет для судов. А еще по мосту хотели проложить рельсы — в Заволжье должен был ходить трамвай.

На трассе будущего моста стояло препятствие — здание Спасо-Преображенского собора, где тогда располагался речной вокзал. Собор-вокзал решили снести. На стройку отвели два года. 31 млн рублей заложили в смету расходов Волгостроя.

Осенью 1939 года начали строительство. Городские власти рассчитывали на помощь рыбинцев: «Строительство моста требует рабочей силы. Мы призываем рыбинцев принять активное участие. Создадим сооружение, достойное великой сталинской эпохи!» После основной работы горожане шли на стройку моста. Несмотря на трудовой энтузиазм, к началу Великой Отечественной была готова лишь часть опор. В войну стало совсем не до моста.

А напряжение вокруг переправы через Волгу нарастало. Заводы и фабрики Рыбинска в годы войны развернули трудовой фронт. Опоздать на работу стало немыслимо: опоздавшего даже на 20 минут штрафовали на четверть заработка. При повторном нарушении ему грозила тюрьма. По утрам на переправе скапливались толпы – никто не хотел ехать следующим рейсом. Напряжение привело к трагедии: 11 марта 1943 года толпа устремилась на буксир, он перегрузился  и утонул, погибла сотня человек. Да, мост Рыбинску был жизненно необходим.

Но и после победы стране было не до Рыбинска. Все силы бросили на восстановление стратегических переправ, уничтоженных военными действиями. Руки до тыловых недоделок не доходили.

Из новой генеральной сметы Волгостроя финансирование рыбинского моста вычеркнули. Власти Ярославской области переполошились и даже написали Сталину. Стройку обещали продолжить в пятой пятилетке (1951-1955). Решение о строительстве приняли лишь в 1955 году.

Но довоенный проект устарел. В мостостроении открывали новые материалы, придумывали новые технологии. Довоенный план строительства моста главный инженер проекта Евгений Уланов отверг. И тем самым спас от сноса Спасо-Преображенский собор – по проекту Уланова трасса моста пролегла чуть правее. «Возможно, учитывалось изменение отношения Сталина к Русской православной церкви в годы войны», — предполагает рыбинский краевед Александр Козлов.

Итак, Уланов изменил проект. Мост он задумал арочным — шесть пролетов, семь опор. При строительстве применили новинки мостостроительства: сборный железобетон и копка земли под опоры экскаватором.

Новые опоры начали устанавливать специалисты «Мостоотряда № 6» — в феврале 1957 года они прибыли в Рыбинск из Казани, где только что завершили мост через Волгу. Рыбинский журналист так описывал их строительные новации: «Обычно выемка земли под опоры велась с помощью кессонов вручную. Это требовало много времени, да и стоило дорого. На рыбинском мосту пошли на эксперимент. Сделали нечто вроде огромного ящика со стенами из стального шпунта. В ящик спустили не землекопа с лопатой, а бульдозер. Был, конечно, риск. Зато эффект получился исключительный: один бульдозерист справился с делом быстрее, чем сотня землекопов».

К месту стройки протянули железнодорожную ветку. Поблизости построили завод для оперативного производства материалов. Собрали гигантский портальный кран грузоподъемностью 60 тонн. Все, что не получалось сделать на месте, доставляли по железной дороге из Ярославля.

Создавая главные судоходные пролеты, строители применяли новинку пятидесятых годов — сборный железобетон. Он выигрывал у цельнопролетных конструкций. Блоки легче перевозить, на их производство тратили меньше денег и времени при лучшем качестве продукта.

Рыбинский мост, словно конструктор, создавали из 45-тонных блоков. Его секции собирали прямо на берегу. В пролет их устанавливал гигантский плавкран. К 1959 году возвели четыре главные опоры и один пролет.

Многие конструктивные элементы изготавливали литьевым способом. «Даже большие арки над полотном моста. Сваривали из арматуры арочный «скелет», плотники делали для «скелета» деревянную «рубашку», внутрь которой заливали жидкий бетон», — пишет краевед Козлов.

Не обошлось без трагедии. 26 января 1962 года 105-тонная махина рухнула в Волгу вместе с бригадой, которая работала там. Из ледяной воды живыми выбрались не все: из 14 рабочих погибли двое.

Парапет у моста тоже мог быть бетонным. Однако руководство города настояло на чугунных ограждениях – их изготовили в литейках рыбинских заводов. На прочность конструкции моста испытывали 150 грузовиков с песком. 27 августа 1963 года мост ввели в эксплуатацию – хотя и с рядом недоделок. Дорабатывали его еще два года.

Кстати, «Мостоотряд № 6», теперь «Мостотрест», недавно отметивший 70-летний юбилей, до сих пор возводит мосты. Удивительно, но именно рыбинский мост они называют своим любимчиком. Из трехсот мостов и путепроводов нашей «чайкой» здесь гордятся больше всех. И пишут на сайте: «Рыбинский мост давно стал визитной карточкой отечественного мостостроения. Его фотографию мы из года в год печатаем на подарочных календарях». Приятно!

Статья создана по материалам краеведа Александра Козлова

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме