Рыбинец Александр Торопов стал Героем Советского Союза в 23 года
Он был одним из гвардейцев-широнинцев, разгромивших фашистов в неравном бою, несмотря на большие потери личного состава. Одним из семерых, оставшихся в живых.
Взвод гвардии лейтенанта Петра Широнина, в который вошел паренек из Рыбинска, повторил подвиг панфиловцев, а бой под Тарановкой (Харьковская область) вошел в историю как пример массового героизма.
Деревенский юноша до войны был помощником в лесничестве, а потом, переехав в Рыбинск, выучился на фрезеровщика на моторостроительном заводе имени Павлова и стал комсомольцем.
Когда грянула война, Саша начал проситься на фронт, но его, высококвалифицированного станочника, не отпускали. Все для фронта, все для победы! Тогда предприятия перешли на выпуск оборонной продукции, и специалисты были нужны на заводе. Только когда цеха эвакуировали в Башкирию, Торопов смог добровольцем уйти на фронт.
Из воспоминаний брата солдата Алексея Торопова: «Первое ранение Саша получил под Москвой, он мне писал об этом. В батальоне выздоравливающих он был в деревне Пупуево, в трех километрах от Сонково Калининской области. Сестра, мать и отец пешком ходили туда из-под Рыбинска, чтобы увидеться с Сашей».
В августе 1942 года Александр Торопов на Сторожевском плацдарме южнее Воронежа отличился в составе 2-й роты 28-го отдельного гвардейского саперного батальона 25-й стрелковой дивизии. Во взвод Широнова он попал в марте 1943-го – нужны были свежие силы на борьбу с врагом.
Перегруппировав свои войска и создав юго-западнее Харькова сильную группировку, противник готовился к натиску. Шансы на победу были велики, немцев было больше вдвое, чем солдат действовавшей здесь армии Воронежского фронта. Силы фашистской артиллерии превосходили втрое, а танков было больше в 11 раз!
Головной 78-й гвардейский стрелковый полк 25-й гвардейской стрелковой дивизии был выдвинут вперед в село Тарановку. Части дивизии срочно начали готовить оборону.
Тарановка имела важное тактическое значение, так как располагалась на холмистой гряде, через которую проходили железная и шоссейная дороги из Лозовой на Мерефу и Харьков.
Она перекрывала дороги на Харьков с юго-востока, юга и частично с юго-запада, а железнодорожный переезд в Беспаловке блокировал путь к Тарановке с юга. Оборонялся он 4-м взводом 8-й стрелковой роты лейтенанта Петра Широнина, который насчитывал 25 человек, в их числе – Торопов, и был усилен 45-миллиметровым орудием.
Утро 2 марта 1943 года. Около 11 часов в поле зрения Широнина попали две бронемашины, танк и автомобиль с пехотой – это был передовой дозор немецкой 6-й танковой дивизии. В направлении железнодорожного переезда двигалось больше 20 танков и 15 бронетранспортеров.
На минах, установленных взводом, подорвалась одна бронемашина. Вторую наши подбили огнем из «сорокапятки». Немцы попятились назад. Но ненадолго. Через полчаса в небе, как коршуны, закружили десятки «юнкерсов». Взвод понес первые потери. Командир 45-миллиметрового орудия погиб, один рядовой получил ранение.
После бомбардировки и артобстрела в атаку клином пошли немецкие танки и мотопехота на бронетранспортерах. Заградительным огнем советская артиллерия подбила один танк и одно самоходное орудие фашистов. В это же время бой развернулся у второго переезда, где немцы старались перевалиться через полотно железной дороги и обойти позиции взвода. Самоходка и две бронемашины прошли через железнодорожные пути, но одна из них позже провалилась под лед, а вторая была подбита огнем артиллеристов.
Нашу «сорокапятку» немцы раздавили, убили троих и ранили пятерых солдат.
Во время этой атаки немецкие танки основной своей массой старались атаковать южные окраины Тарановки. При этом на позициях взвода давить врага приходилось буквально голыми руками – в рукопашке.
Эта схватка описывается как особенно трудная. Взводу пришлось отбивать атаку 25 танков и бронемашин и пехоты противника.
Немцам в ходе атаки удалось потеснить пехоту 78-го гвардейского стрелкового полка, после чего 179-я танковая бригада вынуждена была контратаковать противника. Танкисты запрашивали дополнительные боеприпасы, ГСМ и просили обеспечить прикрытие с воздуха, так как с 11 часов утра на позиции в Тарановке немцы совершили 67 безнаказанных самолетовылетов.
Оперативная сводка начштаба 25-й гвардейской стрелковой дивизии говорит о том, что бой у переезда на позициях широнинцев шел три часа, с 11 до 14 часов. Советским солдатам удалось уничтожить 7 танков и 4 бронемашины, истребив при этом до полусотни гитлеровцев.
Из 25 защитников переезда в живых осталось только 7, в том числе и Александр Торопов. Все они получили тяжелые ранения.
В мае 1943 года красноармейцу Торопову присвоили звание Героя Советского Союза.
В книге учета личного состава полка указано, что он был ранен также 19 июня 1943 года.
Андрей Стрельцов, с которым уже после войны служил Торопов, вспоминает об их первой встрече: «При плохом свете коптилки я заметил, что выше брови у сержанта большая вмятина, одна щека – разрывная рана, с другой стороны – вход пули. В шутку я сказал: где это тебя, брат, так царапнуло неаккуратно? Он ответил: под Харьковом».
После долгого пребывания в госпиталях Саша, получив солдатский отпуск по ранению, прибыл в родные места. А затем вернулся снова в часть. После отпуска он продолжал службу в 24-й бригаде НКВД, с которой прошел до Эльбы. После войны служил на западной границе Советского Союза, участвовал в операциях по ликвидации бандеровских банд.
По воспоминаниям еще одного его товарища, Александр мечтал учиться в пограничном училище. Однако из-за ранения и контузии испытывал постоянные головные боли. Решался вопрос о его демобилизации, но он продолжал исправно нести службу до 26 мая 1946 года.
Александр Торопов прошел всю войну, каким-то чудом выживал в тяжелых боях. И погиб так нелепо и в таком цветущем возрасте, когда жизнь только начиналась. На следующий день после демобилизации его насмерть сбил автомобиль. Рыбинскому пареньку было всего 26 лет.
Использованы материалы с сайтов Победа 1945, Герои страны