С детства он мечтал стать геологом. А потом, играя с товарищами после уроков, увидел в небе пролетавший над деревней самолет и стал грезить о небе.
Дмитрий Иванович Смирнов мечту осуществил. Но сначала, окончив 7 классов школы, получил рабочую специальность. Работал токарем, слесарем и техническим контролером на моторостроительном заводе в Рыбинске. А после смены шел на занятия в аэроклуб. Через два года, в 1939 году, он, уже выпускник Ульяновской объединенной летно-технической школы Осоавиахима, получил место авиатехника в Ковровском аэроклубе.
«Я решил, что, прежде чем летать, нужно хорошо изучить самолеты, их возможности, уметь в любой обстановке устранить неполадки», — вспоминал Смирнов.
Кто же тогда знал, что грянет война, и «неполадками» станут 40 пробоин в фюзеляже…
В 1940-м Дмитрий пополнил армейские ряды. Тогда он окончил Олсуфьевскую, а годом позднее – Балашовскую военные авиационные школы летчиков. В Приволжском военном округе служил летчиком в 5-м запасном авиационном полку. Первое время летал на бомбардировщике, потом перешел в штурмовую авиацию.
В действующую армию летчик попал в марте 1942-го. Спустя три месяца он уже был командиром звена, заместителем командира и командиром авиаэскадрильи – до самого конца войны. Воевал на Южном, Юго-Западном, Сталин-градском, Центральном, Белорусском и 1-м Белорусском фронтах. Участвовал в Харьковском сражении, Сталинградской и Курской битвах, Орловской, Черниговско-Припятской, Гомельско-Речицкой и Минской операциях.
В июне 1942 года Смирнов дважды водил группы по 6-8 самолетов в район села Богородичное Донецкой области. Во главе шестерки штурмовиков рыбинский летчик атаковал колонну противника, уничтожив 4 танка, 16 автомобилей и более 50 гитлеровцев.
На обратном пути наших штурмовиков атаковали 30 истребителей. Дмитрий чудом не погиб. С раненым плечом он долетел до аэродрома. В его самолете насчитали 40 пробоин.
В один из августовских дней он получил боевое задание – разыскать с воздуха большую танковую колонну, которая рвалась к Сталинграду.
Из воспоминаний друга летчика-истребителя Александра Исакова:
«Враг тщательно охранял с воздуха колонну и надеялся, что никто не рискнет даже приблизиться к ней. Ранним утром Смирнов вылетел на задание. Внизу простиралась Волга и горящий Сталинград. Густые клубы дыма заволакивали горизонт…».
Враг не успел ночью занять рубеж сосредоточения, и теперь разглядеть его в степи не составляло труда. Летчик выполнил маневр, чтобы сделать фото, как тут же его атаковали 12 «мессеров». Один в поле не воин? Не тут-то было! Разведчик упорно шел над колонной. Не отступил и когда отказали пушки и пулеметы. Вдруг боль пронзила голову и ногу. Ранен, но нужно терпеть – колонна еще на хвосте, а ценная пленка так нужна на земле.
Тогда Смирнов резко бросил крылатую машину в сторону и двинулся к дому. Немцы только злились сильнее – да что себе позволяет этот русский?! Еще атака, и его самолет перестал слушаться и упал в лес, перетянув линию фронта.
Старший лейтенант Смирнов попал в госпиталь. Но долго лежать без дела не мог. Прямо на костылях он сбежал обратно в часть.
Именно за этот вылет в 1944 году летчику присвоено звание Героя Советского Союза.
В трудные дни оборонительной операции под Сталинградом 431-й штурмовой авиаполк понес огромные потери. Многие экипажи не возвращались с боевых заданий. В середине августа 1942 года полк остался без самолетов.
После Сталинградской битвы 431-й штурмовой авиаполк воевал на Курской дуге. К этому времени старший лейтенант Смирнов уже командовал эскадрильей. В Орловско-Курской операции он 45 раз водил своих штурмовиков на бомбежку скоплений вражеских сил в районе Поныри, Кромы, Малоархангельска. При форсировании Днепра, Десны, Сожи эскадрилья прикрывала наземные войска на переправах, уничтожала артиллерийские огневые точки противника.
Из воспоминаний Исакова:
«Тяжелые бои шли под Орлом. Смирнов командовал эскадрильей. Весь свой опыт он передавал молодежи. Эскадрилья крепла в боях. Строя тактически грамотно бой, летчики Смирнова наносили удары по врагу. Штурмовка аэродромов, колонн танков и пехоты. Смелые летчики несли смерть захватчикам, уничтожая десятки танков, машин, самолетов и живую силу противника. Смирнов вырастил отличных воздушных бойцов. За все бои на Орловско-Курской дуге эскадрилья не имела потерь. Это высшая оценка командира».
9 июля 1943 года группа из 8 самолетов провела операцию в районе Бузулука. При интенсивном огне зенитной артиллерии штурмовики четыре раза заходили на цель. Немцы понесли серьезные потери – 9 танков, 7 автомашин, 2 полевых орудия, до 70 че-ловек. Уже при отходе от цели наших атаковали 5 самолетов «Фокке-Вульф-190». Все они были сбиты, один лично уничтожил Смирнов. Но домой не вернулись и три советских машины.
За мастерское ведение воздушного боя Смирнову и его группе объявлена благодарность от наземных войск.
В сентябре 1943 года Смирнов повел группу из пяти Ил-2 в район Давыдово (Киевская область). Прямым попаданием пяти бомб ФАБ-100 удалось разрушить мост через реку Ирпень и отрезать путь врагу.
Только за период с 5 июля по 1 ноября 1943 года эскадрилья Смирнова произвела 342 успешных боевых вылета, в результате которых уничтожено: 83 танка, 270 автомашин, 35 орудий боевой артиллерии, 1500 человек противника, 7 железнодорожных вагонов, в воздушных боях сбито 7 истребителей противника.
С сентября 1944-го по май 1945-го летчик из Рыбинска был штурманом 175-го гвардейского штурмового авиационного полка (299-я штурмовая авиационная дивизия, 16-я воздушная армия, 1-й Белорусский фронт). Дмитрий участвовал в Варшавско-Познанской, Восточно-Померанской и Берлинской операциях. Освобождал Белоруссию и Польшу.
За всю войну он произвел 90 успешных боевых вылетов на самолете Ил-2, в результате которых лично уничтожил 37 танков, 76 автомашин, 13 полевых и 7 зенитных орудий, свыше 500 человек противника, взорвал 4 склада крупных боеприпасов и один склад горючего. На аэродромах ликвидировал 5 самолетов, один лично сбил в воздушных боях, два – в группе.
Последние боевые полеты Дмитрий Смирнов совершил над Берлином. Его последний боевой орден – Отечественной войны I степени.
После войны он продолжил службу в ВВС штурманом и заместителем командира штурмовых авиаполков, в группе советских войск в Германии.
В мае 1947 года Смирнова назначили заместителем командира 175-го гвардейского штурмового авиаполка 11-й гвардейской дивизии. Окончив в 1948 году высшие офицерские курсы в Липецке, он в той же должности перешел в 10-ю гвардейскую штурмовую авиадивизию, находившуюся в составе 34-й воздушной армии Закавказского военного округа.
Через год Смирнов вырос до гвардии подполковника и стал командовать полком. Затем пару лет служил в Польше. А с 1954-го по 1970-й, до выхода в запас, трудился на ответственных должностях старшего инспектора – летчика – заместителя начальника отдела Управления боевой подготовки ВВС Вооруженных сил СССР, заместителя Главкома ВВС по боевой подготовке.
С октября 1970 года он работал инженером-конструктором в ОКБ П.О. Сухого в Москве. И с грустью вспоминал: «Много лет прошло, как я уехал из деревни Дымовское, а позднее и из города Рыбинска. Но я всегда с удовольствием вспоминаю прожитые там годы. Кажется, что лучше места, как мои родные, милые сердцу места, нет на земле, нет и таких людей, простых и сердечных, способных на любые подвиги во имя Родины».
Героя не стало 1982-м. Ему было 64 года. Покоится Дмитрий Смирнов на Кунцевском кладбище в Москве. В родной деревне Дымовское Рыбинского района, где жила его семья, установлена мемориальная доска. В Рыбинске, на Аллее Славы, имя летчика высечено на памятнике Героям Советского Союза.
Использованы материалы из книг «Герои земли Ярославской: к юбилею Великой Победы», «Герои огненных лет: Очерки о Героях Советского Союза – ярославцах», «Рыбинск и рыбинцы в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)», портала «Герои страны, Яркипедия»
Спасибо!