Война всех окунула в ледяную прорубь с головой. Задала новый темп, заставила поменять привычный уклад, жить одним днем, не загадывать наперед.
В один миг семьи осиротели. Мужчины отправлялись на фронт, не зная, увидят ли еще когда-нибудь своих близких, женщины становились кормильцами не только своим, но и соседским детям.
Уроженец Рыбинска Алексей Захаров, именем которого названа улица в нашем городе, юношей работал на заводе полиграфических машин. Красноармейцем стал в 24 года. Всего лишь за год успел много — воевал на Западном и 2-м Прибалтийском фронтах, стал командиром роты. Особо отличился в боях при освобождении Псковской области, за что и получил звание Героя Советского Союза. Посмертно.
Псковская земля обильно полита кровью солдат Красной Армии. Дорогую цену заплатили за ее освобождение наши ребята. С января 1942 по август 1944 года там было проведено шесть наступательных операций, в ходе которых частям пришлось прорывать несколько оборонительных линий противника, неся огромные потери. В том числе самую мощную здесь линию – северную часть Восточного вала – линию «Пантера».
В феврале-июле 1944 года в боях на линии «Пантера» участвовали восемь наших армий (30 дивизий), которые разгромили или нанесли серьезные потери 11-ти дивизиям вермахта.
Лейтенант Захаров командовал ротой в 196-м гвардейском стрелковом полку 67-й гвардейской стрелковой дивизии 6-й гвардейской армии. Его подразделение в составе полка участвовало в Курской битве, освобождало города Богодухов и Краснокутск.
Освобождая правобережную Украину, полк прорывал оборону у Ахтырки и освобождал город Миргород. В это время Ставка Верховного главнокомандования и Генеральный штаб Красной Армии готовили резервы, создавали новые объединения, чтобы выровнять фронт – предстояло освобождение Белоруссии, Ленинградской области, прибалтийских республик.
В резерв попала и 6-я гвардейская армия. Ее пополнили личным составом, техникой и боеприпасами. В октябре 1943 года армия вошла в состав Прибалтийского фронта, образованного на базе Брянского фронта, и заняла оборону северо-западнее города Невель Псковской области (в годы войны — Калининская). Тут-то и развернулись тяжелые бои наших с невельской группировкой противника.
Немцы превосходили советские войска и по технике, и по численности, но и наши не лыком шиты. У советских солдат было главное – воля к победе любой ценой.
17 декабря 1943 года рота гвардии лейтенанта Алексея Захарова вместе с танкистами уничтожила вражеский гарнизон и освободила село Шелкуниха. Именно в этом длительном бою погиб наш земляк.
Подробностей тех схваток крайне мало, но нам удалось связаться с человеком, который живет в километре от места гибели офицера – в деревне Ловец.
Михаил Лазукин несколько лет занимается поисковой деятельностью в отряде «Гвоздика», который находит останки павших воинов и готовит к перезахоронению.
— Шелкуниха – высота, которую наши не могли взять полтора месяца. Две недели они не могли подобраться к соседней деревне Осетки, — рассказывает Михаил. – Вот почему так ценен подвиг роты Захарова.
В октябре бойцы 3-й ударной армии с фланга ворвались в Невель. Фашисты вцепились в город, как клещи – не хотели терять крупный железнодорожный узел. Бодались долго. Немецких солдат и офицеров брали в плен прямо в магазинах, ресторанах, на квартирах и даже в бане. После того как танкисты и десантники заняли железнодорожную станцию, там было захвачено 2 эшелона с жителями города. 1600 невельчан были спасены от нацистских концлагерей.
— 2 ноября начался второй освободительный этап. На следующий день наши уже стояли в районе Шелкунихи. В середине ноября 3-ю ударную армию сменяет 6-я гвардейская армия, знаменитая тем, что воевала в Сталинграде. В ней был ваш земляк Захаров, — продолжает поисковик.
Противостояние длилось по 16 декабря. Затем красноармейцы перешли в наступление. Тогда перед советскими бойцами стояла задача выйти на шоссе в районе деревни Ловец, перерезать его и двигаться дальше. У немцев — артиллерия и высота – юнкерсы шныряли в небе стаями. Красноармейцы несли огромные потери.
17 декабря 1943 года бой был особенно жестоким и длительным. Подразделение двигалось впереди боевых порядков полка, первой ворвалось в траншеи противника и обеспечило проход танкам, которые молнией устремились в образовавшуюся брешь.
Несмотря на сильный артиллерийский и минометный огонь, рота Захарова ворвалась в село Шелкуниха, разгромила вражеский гарнизон численностью до 180 солдат и офицеров и заняла оборону. Немцы перешли в контратаку, лейтенант из Рыбинска во встречном бою отбросил вражескую пехоту, захватил минометную батарею, 7 станковых пулеметов и автомашину с боеприпасами. Рота отразила 7 контратак противника, позволила полку выполнить боевую задачу и выйти на указанный рубеж.
Из личного оружия Захаров застрелил семерых немцев и сам погиб от вражеской пули. За этот подвиг спустя полгода ему присвоили звание Героя Советского Союза посмертно.
По словам Михаила Лазукина, местные старожилы рассказывают, что рядом с местом боя стоял дом, и его жители, прятавшиеся в подвале, уже после того как страсти стихли, видели, как солдаты хоронили своего командира. Алексея Захарова. Сейчас в деревне остался лишь один жилой дом.
— Много тел убитых в Шелкунихе солдат пролежало до весны 1944, — говорит Лазукин. – Хоронили их в Осетках, это метрах в 500-700 от Шелкунихи. В разных документах указывают разные сведения о могиле Захарова. Пишут, что сначала рыбинец был похоронен в деревне Титово, это в 2-3 ки-лометрах от Шелкунихи, а потом останки перезахоронили в братскую могилу на воинском кладбище в деревне Турки-Перевоз в 35 километрах от Невеля. На этот счет у меня большие сомнения, потому что часто перезахоронения происходили формально, только на бумаге. Если бы в Титово хоронили всех, не один гектар земли был бы занят надгробиями. А их там не так уж много.
В 1944 году на могиле в Турки-Перевозе появился памятник. Его соорудили сами бойцы 3-й Ударной Армии в память о товарищах. В основании валунной пирамиды – фрагменты трофейного оружия.
— Из чего строили? Брали каменные блоки, оставшиеся от старой недействующей церкви, а потом вмонтировали немецкие пушку, пулемет, винтовку, гильзу.
К памятнику ведет длинная аллея, по обеим сторонам которой – надгробия. В самом конце установлены гранитные камни двум Героям – двум Алексеям Ивановичам – Захарову и Соколову. Обоим было по 25 лет…
Два года назад мемориал реконструировали. Ни время, ни расстояние – не повод забывать о тех, кто подарил нам мирное небо. И о нашем рыбинском парне помнят почти за тысячу километров от его родного дома…