Главное Темы 21 февраля 2020 10:00

Настоящий танкист

Продолжаем рассказывать о земляках – героях Великой Отечественной войны. Сегодня наш герой – танкист Николай Фурсов

20 лет – совсем не тот возраст, чтобы командовать танковым батальоном. Но война не оставляла выбора ни юным, ни зрелым…

Молодой да ранний

До того как попасть на фронт, Николай Фурсов после школы работал слесарем на фарфоровой фабрике в родном Песочном в Рыбинском районе.

Потом – армия, учеба в танковом училище. В 1943-м – первое боевое крещение. В боях лейтенант Фурсов показал себя грамотным офицером, возглавил танковый взвод 237-й танковой бригады 31-го танкового корпуса 1-го Украинского фронта.

Даже при численном превосходстве противника он умел маневрировать на поле боя так, что преимущество было на нашей стороне.

В одном из боев при прорыве обороны фашистов он лично уничтожил 2 танка, 2 бронетранспортера, 3 орудия, более 150 немецких солдат и офицеров.

На фронт он попал в сентябре 1943-го. С этого времени 1-я танковая армия была выведена в резерв Ставки в лесистый район северо-восточнее города Сумы. Бригады 31-го танкового корпуса к утру 12 сентября расположились в районе сел Корчаковка, Кияница, Шевченко. Штаб корпуса разместился в селе Новая Сечь, а части и подразделения – в его окрестностях.

Победа под Курском придала уверенности. Обстановка для широких наступательных действий располагала. Нужно было только тщательно подготовиться – предстояли тяжелые бои.

На полях зияли воронки от авиабомб, валялась разбитая техника врага. Села и деревни в округе сожжены, колхозы и совхозы разграблены. Местные жители гибли от взрывов вражеских мин.

Фронтовые будни

Солдаты рыли добротные землянки, сооружали пищеблоки, склады и бани. Их построили в центре района расположения, на берегу озера Кияницкого. После двух месяцев непрерывных сражений пар и веник были очень кстати.

Автотранспорт, артиллерию, минометы и оставшиеся после боев 5 танков спрятали в лесу. Штатных зенитных средств в корпусе не было, в целях противовоздушной обороны приспособили ручные и станковые пулеметы, противотанковые ружья.

Тактика ночного боя, стремительное наступление – всему этому учились бойцы.

2 октября бригадам и отдельным подразделениям, в том числе 237-й танковой, вручили боевые знамена. Ради такого случая солдаты и командиры подшили новые подворотнички к гимнастеркам, начистили до блеска сапоги и ботинки, украсили землянки.

Штаты танковых бригад также изменились. Теперь каждая состояла из трех танковых батальонов по 21 танку с общим количеством 65 единиц.

В первых числах января началось наступление. Бой за боем, потеря за потерей. Гитлеровцы не оставляли надежд отстоять восток. Через 23 дня в танковых бригадах оставалось по 8-10, а в механизированных — по 3-5 танков.

10 января немцы начали контрнаступление. Артиллерия, авиация – полный боевой комплект. Враг прорывался. 12 января район сосредоточения танкового корпуса неоднократно менялся. 237-й бригаде, где был Фурсов, как и остальным подразделениям, приходилось на марше менять маршруты.

К концу января бригада передала участок обороны в районе города Липовец соединениям 8-го гвардейского механизированного корпуса и сосредоточилась в южной части Малого Зозово. Удерживали населенный пункт весь день. Противник обошел бригаду с юга и с севера и к вечеру ворвался в село. Подразделения 242-й и 237-й танковых бригад оказались в окружении. Это была очень тревожная ночь.

К 20 часам 26 января бригада Фурсова, отражая удары противника, сумела занять оборону в районе села Тягун. Отрыв от главных сил корпуса был значительным, в строю осталось только 9 танков и 60 стрелков. Но наши упорно двигались вперед, освобождая село за селом. Общими усилиями подразделений врага удалось подвинуть.

28 января противник прекратил активные действия на этом участке, ограничившись засылкой мелких групп разведчиков и редким артиллерийско-минометным огнем. На фронте установилось относительное затишье.

Как следует из наградного листа, с 25 по 28 января 1945 года в районе села Вахновка он трижды ходил в атаку со своим танком. При этом уничтожил один вражеский танк, 2 орудия, 2 пулемета, 1 миномет, 2 авто, 5 землянок и блиндажей, до 40 бойцов. Оказавшись в окружении врагов, Фурсов решительно атаковал их, давил гусеницами и стрелял в упор. И добрался до своего Подразделения.

Только вперед!

К вечеру 13 февраля 237-я танковая бригада, совершив 200-километровый марш по раскисшим после оттепели проселочным дорогам, прибыла в Медвин. Днем ранее здесь, под Корсунь-Шевченковским, противник стремился прорвать внешний фронт окружения под городом Лысянка и селом Почапинцы. Наступление было всего в 12 километрах от окружения.

237-я танковая бригада получила задачу не допустить прорыва противника, овладеть селом Чесновка и развивать наступление дальше.

14-16 февраля бригада вела напряженные бои с танками и пехотой противника, пытавшимися прорвать кольцо окружения. Бои носили исключительно ожесточенный характер, обе стороны несли потери.

До 18 февраля танкисты отражали атаки немцев. В селе Душуковка и на хуторе Байков гитлеровцы бросали раненых, оружие, технику и убегали. Сильные опорные пункты были захвачены нашими бойцами, и лысянская группировка прекратила попытки прорыва к окружению.

В январских боях 1944 года 31-й танковый корпус с поставленными задачами справился. Он сорвал планы противника деблокировать группировку, окруженную в районе Корсунь-Шевченковского, нанес врагу большой урон в живой силе и технике. Было уничтожено 253 тан-ка и штурмовых орудия, 156 орудий и минометов, 244 автомобиля, 34 бронетранспортера, 8470 солдат и офицеров. Сбито 18 фашистских самолетов.

В апреле 1944 года войска 1-го Украинского фронта, разгромив основные силы группы армий «Юг», освободили от немецко-фашистских войск значительную часть Правобережной Украины и вышли в ее западные области на рубеж западнее Ковеля, Луцка, Тернополя, Коломыи. Создавалась благоприятная обстановка для удара 1-го Украинского фронта на львовско-сандо-мирском направлении.

Идем на запад

11 и 12 апреля 1944 года корпус сосредоточился в районе Кременца. Уютный районный центр, утопающий в зелени садов и окруженный горами, радушно принял танкистов. Войска расположились в ближайших селах, на окраине города. Штаб разместился в центральной части Кременца. Корпус пополнялся людьми, танками, самоходками, вооружением, военным имуществом, боеприпасами. Несколько месяцев шла подготовка.

В ночь на 14 июля 31-й танковый корпус совершил 50-километровый марш из района Кременца по трем маршрутам и к рассвету сосредоточился в выжидательном районе. Штаб корпуса, артиллерийские части и отдельные батальоны расположились в лесу юго-восточнее села Башуки.

Через три дня командующий фронтом Маршал Советского Союза Конев отдал устный приказ командиру 31-го танкового корпуса: с утра 18 июля наступать двумя группами. 237-й бригаде предстояло, удерживая город Золочев, село Хильчице, частью сил нанести удар на Почапы, рассечь прорвавшуюся группировку противника и уничтожить ее. Село Почапы и прилегающая местность были запружены вражеской пехотой, артиллерией, танками, автомашинами, повозками.

Прорваться из окружения через рубеж Княже, Почапы гитлеровцам не удалось. Здесь было уничтожено около 1500 солдат и офицеров, 16 танков и штурмовых орудий «фердинанд», более 100 автомобилей, 25 бронетранспортеров, 26 орудий, 48 минометов и много другой техники врага. Захвачено в плен около 3 тысяч солдат и офицеров. Трупы фашистов усеяли лощину между Золочевом и Княже.

Воины 237-й танковой бригады пресекли настойчивые попытки противника прорваться из окружения через Хильчице и Золочев. Было уничтожено около 500 гитлеровцев, 8 танков и штурмовых орудий, 16 орудий и минометов, 90 автомобилей. Захвачено в плен свыше 800 солдат и офицеров. Целыми подразделениями они сами стали сдаваться русским. Бродская группировка была разгромлена. Восемь фашистских дивизий, в том числе дивизия СС «Галичина», перестали существовать.

В августе 1944-го 31-й танковый корпус отличился в боях при форсировании реки Вислы и удержании сандомирского плацдарма, за что получил новое название «Висленский».

Дальше – Польша

После того как летом и осенью 1944 года были одержаны выдающиеся победы в западных областях Украины, Ставка Верховного Главнокомандования поставила задачу завершить освобождение польского народа от фашистов и оказать ему братскую помощь в восстановлении всех исконно польских земель.

Именно Польша стала местом подвига Николая Фурсова и местом его гибели. 18 сентября 1944-го в боях за деревню Рудавка-Рымановска, это восточнее города Дукля, молодой лейтенант получил приказ силами взвода расчистить дорогу, ведущую к деревне.

На пути следования – два заминированных моста и пять подбитых танков, блокировавших движение по узкой дороге. Вечером танкисты под огнем врага отбуксировали подбитые танки. Фурсов сам подбирался к разбитым вражеским машинам и зацеплял их тросом. Его ранило в ногу. Бойцу предложили отправиться в санчасть, но он заявил: «Нет, пока не выполню задачу, не расчищу путь, никуда не пойду». И истекая кровью, опираясь на палку, продолжил руководить эвакуацией.

Ползком он пробрался к мосту и принялся его разминировать. Фурсов снял 6 мин. Через 40 минут он передал по рации: «Приказ выполнен, путь свободен».

Деревня была освобождена, и бойцы двинулись дальше. За этот бой отважный офицер был представлен к геройскому званию. Правда, было это уже после его гибели.

Как следует из наградного листа, с 25 по 28 января в районе села Вахновка он трижды ходил в атаку со своим танком. При этом уничтожил один вражеский танк, 2 орудия, 2 пулемета, 1 миномет, 2 авто, 5 землянок и блиндажей, до 40 бойцов. Оказавшись в окружении врагов, Фурсов решительно атаковал их, давил гусеницами и стрелял в упор. И добрался до своего подразделения.

19 февраля 1945 года в одном из боев лейтенант Фурсов погиб от пули автоматчика. Офицера из Рыбинска похоронили на кладбище советских воинов в польском городе Олава.

Его память чтут и на родине, в Рыбинском районе. Именем Героя названа улица в Песочном, а на доме, где он жил, установлена мемориальная доска.

Источники: Порталы «Победа 1945», «Подвиг народа», «Яркипедия». Литература: Смирнов А.Ф., Оглоблин К.С. «Танки за Вислой: Боевой путь 31-го танкового Висленского корпуса», «Герои огненных лет: Очерки о Героях Советского Союза – ярославцах».

Сост. И.И. Сидоров, Б.П. Румянцев.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме