Сегодня юбилейный день рождения Валентина Егорова. Вспоминаем материал, опубликованный ранее
Этого энергичного подтянутого человека с фотоаппаратом наверняка узнают преданные читатели «Рыбинских известий». На протяжении 30 лет Валентин Егоров был летописцем городской жизни, добывая для редакции уникальные снимки. Накануне 100-летнего юбилея нашей газеты фотограф рассказывает о том, как на его глазах строился Рыбинск, как по заданию редакции он стал нищим, очутился на одном катере с Деруновым и добился расположения Юрия Антонова.
— Так как же у мальчика Вали в руках оказался фотоаппарат?
— Это было в самом начале 50-х годов. Я был школьником и, как многие ребята, занимался в фотокружке во Дворце пионеров, получал там отличные базовые знания. Процесс создания фотографии казался настоящим волшебством: в темной комнате, освещенной красным фонарем, на листе бумаги вдруг появляются изображения. Для меня это был очень захватывающий момент. Сначала родители купили мне любительский фотоаппарат, а уже потом появились «ФЭДы», «Киев». Дорогое удовольствие, если учесть, что буханка хлеба стоила 8 копеек, а за средний пленочный аппарат просили 80 рублей – почти целая зарплата!
— Кем бы стал Валентин Егоров, если бы не увлечение фотографией?
— После армии я недолго поработал на моторостроительном заводе, а потом, уже после женитьбы, ушел на кабельный – бригадиром электромонтажников. Там же вступил в компартию и трижды избирался депутатом горсовета от Центрального района. Параллельно занимался фотоделом. Наша бригада была в числе передовиков производства, о нас часто писали в заводской газете «Кабельщик», и мои снимки очень пригождались для материалов. Так я стал сотрудничать и с «Рыбинской правдой», куда меня привел мой друг, писатель Юра Смуров, работавший там внештатником.
— Устроиться в газету было трудно?
— Работать в газете было очень почетно, и абы кого туда не брали – кандидатов утверждали в горкоме партии! Когда я пришел, редактором был Владимир Геннадьевич Шатов – строгий начальник. Попросил меня принести фотографии, я тогда в основном снимал городские пейзажи и демонстрации. Ему понравилось, и меня взяли. Это было в 1976 году.
— Какой тогда была редакция газеты?
— Очень большой и дружной – коллектив человек тридцать. Редакция занимала весь первый этаж старинного здания, где сейчас располагается Следственный комитет, а на втором жили люди. Приходишь с утра на работу, а в кабинетах пахнет щами и жареной картошкой. Газета тогда была одна на весь город, не считая ведомственных изданий. Выходила ежедневно, тираж больше 50 тысяч экземпляров в киосках раскупался влет.
— А условия для фотокорреспондента какие были?
— Для меня ничего не жалели, поскольку экономить на фотографии – дело неблагодарное. Газета без снимков слепа, визуальная информация – это мощный плюс для читательской аудитории. Поэтому, как только в Союзе появлялась новая фототехника, редакция сразу ее покупала. Фотоглянцеватель, увеличитель «Беларусь», проточная ванна в специально отведенном помещении – словом, все условия.
— Первое «боевое» задание помните?
— Конечно. На бывшем гвоздильном заводе, недалеко от Ягутки, нужно было сфотографировать токаря-станочника. Раньше часто на первой полосе красовались портретные фото передовиков производства и статьи о них.
— Где же столько передовиков брали?
— Сейчас трудно поверить, но раньше в Рыбинске работали 86 производственных предприятий! Так что приходилось колесить. У меня были специальные допуски. Нашу газету очень уважали, начальники лично встречали меня на заводах.
— Сколько времени проходило от щелчка затвора до готового снимка, ведь о цифровых технологиях тогда и не слышали?
— За час фотография была уже готова. Представьте: я один фотокорр на весь город. Рабочий день был ненормированный – вечернее мероприятие должно было появиться на страницах утренней газеты, даже если заканчивалось оно поздно. Помню, в «Авиатор» приехал секретарь обкома партии Ф. И. Лощенков вручать Красное знамя. Что такое вручение – секунды! Я, конечно, здорово переживал, нужно было успеть не просто запечатлеть момент, а сделать яркий, запоминающийся снимок. Время восьмой час вечера, у входа меня уже ждала машина с шофером, мы мчали в редакцию, я проявлял, закреплял, печатал, и снимок передавали в типографию. За быстроту и качество работы Шатов называл меня находкой. Ко мне присылали набираться опыта ребят из Ярославля, Пошехонья, Некоуза.
— Еще какая находка – вы и материалы успевали писать.
— Да, в основном на социальные и бытовые темы. В 90-е, когда редактором была Наталья Ильюшенкова, мы с ней решили написать материал о том, сколько зарабатывают нищие в Рыбинске. Эксперимент проводили на Мытном рынке – договорились с руководством. Я нарядился: надел фетровую шляпу, темные очки, какие-то старые сапоги, привязал на шею коробку с надписью «Жена бросила с тремя детьми» и прямо от редакции в таком виде пошел просить милостыню. А весь процесс снимала наша коллега-журналист. Меня никто не узнал! Соседка по даче подошла и подала милостыню. А одна женщина-продавец, протягивая внушительную по тем временам сумму в 10 рублей (зарплата тогда была 80-90 рублей), даже прослезилась. Ну, конечно, спустя полтора часа моего стояния мы признались, что проводим эксперимент.
— Однако, веселые трудовые будни…
— Да, курьезов было много, как и приятных знакомств. Однажды летом мы решили сделать красивый зрелищный кадр водных лыжников, такой, чтобы на четыре колонки. Павел Федорович Дерунов очень любил этот вид спорта, и при нем в Рыбинске он очень хорошо развивался, на базе был импортный катер, тренировались именитые спортсмены – Игорь Лихачев, Ольга Зорина, ставшие потом чемпионами мира. И вот в назначенный день я забираюсь на катер, к которому цепляют двух лыжников, и только заводится мотор, мне кричат: «Вылезайте, съемки не будет, едет Дерунов!». Я, конечно, расстроился. Павел Федорович подходит и говорит: «Вы чего стоите? Как не пускают? Вместе прокатимся». Эту водную прогулку до сих пор помню. С того времени мы так и здоровались с ним за руку.
— В ваших снимках отразилась история города – большие стройки, достижения предприятий, люди. Интересно, каким был облик города, когда вы только начинали работать?
— Моста еще не было, через Волгу ходил паром. А на месте площади Дерунова был частный сектор. Город стал преображаться со строительством микрорайона Скоморохова гора. Рыбинск тогда принимал очень много гостей отовсюду. Особенно мне запомнился Съезд научно-технического общества. Современных автобусов пригнали со всей области! А за баранкой – шоферы в белых рубашках и при галстуках, как в кино. На высоком уровне проходил и Всесоюзный семинар, в рамках которого представители 16 республик сажали на набережной Мехзавода липы. До сих пор таблички сохранились.
— Знаменитости попадали в объектив вашей камеры?
— Только они и попадали (смеется). В Рыбинск часто приезжали актеры, драматурги, певцы. Главными площадками были «Полет» и «Авиатор». Юрий Антонов, помню, капризный такой был: то фон ему не тот, то свет. Мы с коллегой пробрались к нему в гримерку, разговорили, так он не только сфотографировался, а еще и диски виниловые нам подарил. Геннадий Хазанов оказался совсем не «звездным», у меня даже фото было, где он в одном носке стоит – переодевается перед концертом. Нонне Мордюковой я помогал пальто надевать, эстонскому певцу Яаку Йоала пытался донести чемодан, но он подумал, что я вор, и шарахнулся от меня.
— Знаю, что и в редакции постоянно кто-то гостил.
— Да, творческих людей побывало немало. К нам приезжала целая делегация американцев из города-побратима Сиэтла обмениваться опытом. У нас времена голодные, а у них у каждого по две-три «Лейки» на шее. Но от Рыбинска они были в восторге.
Общался я с родным сыном маршала Блюхера, он приезжал на родину отца. Добирались мы до их родового гнезда, Барщинки, на… танке. С поэтом Сурковым знакомился. У Льва Ошанина в гостях был.
— Вы работали в «Рыбинских известиях» до 2001 года, еще десять лет трудились в газете «7 дней». Скучаете по редакционной работе?
— Сейчас уже не так. Свободное время провожу с семьей, на даче. Любимое дело не бросаю – у меня есть отличная аппаратура, так что работа для меня находится.