Алене Печниковой – двадцать. Пока ее сверстники бегают по клубам и тусовкам, она помогает рыбинцам наладить отношения с их собаками. И считает, что десять псов воспитать проще, чем одного человека.
Воспитание собаки – дело добровольное: можно завести питомца, чтобы он лежал на диване, а можно с ним работать. Тут каждый выбирает сам. Свою собаку – джек-рассела Юми – Алена полтора года назад завела как домашнего любимца, не мечтая особо о спорте и ежедневных занятиях. Но джек-рассел – порода энергичная, подвижная, игривая. Не будешь заниматься – пострадают мебель и обувь. К тому же опытные собаководы отмечали перспективность маленькой Юми.
Но как тренироваться? Существуют десятки разных видов дрессуры. Бывают строгие, направленные на послушание, замешанные на страхе и подчинении. Алена Печникова называет эти дисциплины «солдатскими».
Сама она с трех лет мечтала стать ветеринаром, облегчать боль животных. И, может быть, поэтому предпочла аджилити: спорт, где собака на максимальной скорости проходит ряд препятствий, повинуясь лишь голосу и жесту хозяина. Никакого натаскивания, пинков и тычков. В основе дрессуры – позитивное подкрепление, а мотивация собаки – радость.
— Аджилити подошло мне по характеру, я веселый легкий человек. И опыт был: до Юми я несколько лет занималась аджилити с прежним питомцем – шарпеем. Его, неспешного, было непросто разогнать. И это был урок терпения для меня. Я хвалила его за малейший успех, главное в тренировках – любовь и радость. Запуганная собака вряд ли сможет стремительно пролететь трассу через трубу, барьеры, по бревну. Важна ее заинтересованность – счастье от движения, от общения с хозяином, от его эмоций. И от вкусняшки, конечно же.
Аджилити – спорт, где собака очень быстро преодолевает препятствия, повинуясь голосу и жесту хозяина. Никаких пинков и тычков. В основе дрессуры – позитивное подкрепление, а мотивация собаки – радость.
И начались занятия. Алена обучает питомца премудростям аджилити. Любит Юми и цирковые трюки. Сегодня ее «короночка» – игра в футбол. Собачка обожает стоять на воротах и ловить мяч. Она не боится толпы, охотно взаимодействует с людьми.
А выступать перед публикой крошке Юми приходится все чаще. Алена с питомцем участвует в проекте «Собаки для детей».
В Ярославле уже девять лет активисты-собачники приходят в гости в дома ребенка, в детские дома, к малышам с особенностями здоровья. На празднике собаки выступают, показывают трюки, их можно гладить, даже дрессировать – так уходит страх к животным.
С осени опыт переняли и в Рыбинске – наставница Алены Наталья Слепцова, сама Алена и опытный собаковод Екатерина Соколова. И их питомцы – шелти, дворняжка, джек-рассел и бордер-колли. Правда, общаются они чаще с взрослыми горожанами – постояльцами дома престарелых и психоневрологического интерната.
Сначала сами напросились в гости в ПНИ. Теперь ходят туда часто: выступают, общаются, учат не лаять на собаку, не перекармливать сахаром, объясняют, как гладить, как командовать. Собачью команду ждут здесь с нетерпением, как добрых друзей.
— Бывает, иду мимо интерната, и ребята гуляют. Увидят меня – приветствуют из-за забора, спрашивают, где собака. Так трогательно, – рассказывает Алена. – Однажды девушка меня строго допросила: чем кормлю собаку, не болеет ли она, под присмотром ли. Переживают. А в доме престарелых нас одарили огромным куском колбасы на прощание.
На днях, 20 февраля, собачки побывали в ПНИ четвертый раз за четыре месяца. Интерактив зашкаливал: рыбинцы не просто сидели и смотрели, они участвовали в программе по максимуму, стали для животных барьерами и препятствиями. Так человек преодолевает страхи, учится контролировать тело. И получает заряд позитива надолго.
Да, возможность подурачиться вместе с собакой снимает стресс. А цирковые трюки понятны человеку в любом возрасте.
Непослушная толстеющая собака, которая грызет хозяйские туфли и рвет мебель, – средний портрет пса, которого приводят на занятия к Алене. С прошлого сентября она еще и собачий фитнес-тренер. Идеал собаки для аджилити – прыгучая, быстрая, с длинными ногами. Но в любители записывают всех. Лишь бы нравилось бегать и играть.
— И бульдог ходит – такой кубик на ножках. Тоже прыгает, старается, – улыбается Алена. – Главное, чтобы был бодрый характер. И желание контактировать с хозяином. Недаром говорят, собака в аджилити отращивает глаза на макушке – следит за жестами хозяина, за наклонами его корпуса. Отношения с питомцем в ходе тренировок точно налаживаются.
Сегодня у нее десяток учеников. Занимаются по два-три часа дважды в неделю всю осень и зиму. В идеале пес преодолевает трассу за секунды. И рыбинцы очень стараются. За полгода занятий многие собачки похудели – еще бы, такой скоростной забег!
Как Алена, вчерашняя студентка, начала помогать людям с тренировками питомцев? Почти случайно. На новой площадке в парке им. Кустова они с Юми занимаются в любую погоду. С прошлого лета, когда площадку благоустроили, там особенно многолюдно. Неопытные собачники приходили туда поработать, но не знали, с чего начать. Видя ее уверенность, они просили Алену помочь, начали работать по ее советам. Так она поневоле стала их тренером. Не сразу все пошло гладко.
Улыбка, веселый громкий голос, преувеличенные похвалы – инструменты человека в аджилити. Прикасаться к собаке человеку на соревнованиях запрещено, за грубое обращение с питомцем – дисквалификация. Здесь не получится насильно втащить его в трубу, заставить перепрыгивать барьер. Гуманность – основа тренировок.
— Нередко люди приходят зажатые, им сложно громко от души хвалить, выражать радость. Самое сложное в наставничестве для меня – настроить человека на похвалу собаки. Так что аджилити – это еще и психотерапия, раскрепощение человека. Я запрещаю людям ругать собак, разговаривать с ними сердито или грубо. Это может отвернуть пса от тренировок. Иногда мне кажется, что десять собак воспитать проще, чем одного человека. Человек собаке – бог. Для пса даже ваше «нельзя» – это агрессия и стресс. Если вы в хороших отношениях, она будет избегать вашего гнева. Но и ваши похвалы ей нужны, как воздух, – объясняет Алена.
Трудно ли ей воспитывать взрослых людей? Есть и те, кто относится с недоверием к ее опыту и возрасту. Но Алена верит в свои силы. Иногда она консультирует даже на улице: бывает, люди подходят и спрашивают совета, когда она вечером просто тренируется с Юми во дворе. И работу она подобрала по душе – консультант в большом зоомагазине. О дальнейшей карьере пока не загадывает, говорит, что ищет себя. Но это точно будет связано с собаками.
я солидарен с Аленой на все 100%!мне это знакомо гне по наслышке…в свое время пришлось воспитывать немецкую овчарку… и правду говорят -собака копия хозяина.. если хозяин не добрый -не жди добра и от питомца! с овчаркой -тем более- та еще «шкода»-только глаз да глаз!!! ни секунды расслабления когда с ней идешь -все внимание на нее как на 3 летнего ребенка… но потом -когда «ребенок» вырос-удивительное чувство -понимает так и кажется со слов тебя! иной раз -без команды делает то что ты от нее ждешь!тут во что хочешь поверишь- хоть в телепатию… а уж как любимая собака хочет удовольствие своему любимому хозяину доставить… нет слов! она счастлива уже тем что хозяин похвалил — а уж вкусняшку то и так дадут… так и кажется что сейчас твоя собака заговорит с тобой -такое взаимопонимание возникает… очень жаль что сейчас нет у нас собаки… так получилось! а Алене от всей души желаю продолжить это великое дело-подружить как можно больше людей с собаками!не зря ведь говорят — «чем больше я узнаю людей -тем больше я люблю собак»!!!вот и надо учить добру и верности людей через пример собак!так что Алена делай добро и дальше — надеюсь это когда нибудь тебе добром вернется…