Избранное Темы 8 марта 2020

В поисках медленной жизни

Эта история задумывалась как рассказ о мастерской керамики в Рыбинске, а получился разговор о поисках себя, кризисе перепотребления и о японской науке превращать неудачи в победы с помощью битой посуды

В гостях у Лизы

Месяц назад молодые мамы Елизавета Айнгорн и Екатерина Клетикова из Рыбинска открыли гончарную мастерскую LIRATA CERAMIC. Они учат лепить из глины взрослых и детей. Под руководством наставниц новички с нулевой подготовкой создают удивительные вещи: миски-киты и тарелки-котики, светильники в форме граната и индейского тотема — все, на что хватит фантазии.

«Это Лиза и Катя, а вместе мы LIRATA CERAMIC»

Но сначала девушки сами прошли путь учениц, съездили на мастер-классы: Лиза — в Ярославль, Катя — в Москву. Новое занятие сразу запало в душу.

— Я поняла, что гончарная мастерская — это очень классное пространство, где люди могут заниматься творчеством, общаться, при этом создавать самобытные вещи, которые можно использовать в быту, а не просто поставить пылиться на полку, — говорит Лиза.

Подруги погрузились в изучение темы, много читали о керамике, психологии творчества, сохраняли гигабайты картинок в телефон. В один прекрасный момент девушки созрели, чтобы заняться гончарным мастерством всерьез.

— Однажды Лиза говорит: «В Ярославле-то девочки открыли свою мастерскую. А чем мы хуже? Давай тоже попробуем!». К тому моменту я уже загорелась идеей стать керамистом, — вспоминает Катя. — Работа с керамикой — это всегда адреналин. Ты пробуешь — и о чудо! — у тебя получается, возникают новые идеи. Это творчество полностью тебя поглощает. Почему бы не делиться этим позитивным настроением с другими? Так мы решили нести керамику в массы.

Сказано-сделано. Подруги купили муфельную печь, гончарный круг, тридцать килограммов глины, кучу баночек с глазурью. Под мастерскую решено было определить просторную гостиную в новой квартире Айнгорн. Посередине водрузили стол для работы, на стеллаже разместили разноцветную керамику собственного производства.

— Начинать было очень страшно. Организация домашнего пространства — это для меня еще тот квест, — признается хозяйка, — и я счастлива, что прохожу его не одна. Очень помогает чувство плеча.

Вопросов у новичков было море. Проблем тоже.

— А вдруг люди не пойдут? А вдруг это только мы такие странные? — делится опасениями Лиза. — Решать организационные вопросы тоже было непросто. Месяцы ушли на то, чтобы найти муфельную печь, привезти ее, подключить. Или заказываешь кучу глазури, половина из партии совершенно не соответствует оттенку на образце. Запекаешь ее, а вместо красоты — пирог из грязи. Ты вкладываешь деньги, время, эмоции, а выхлоп на первых порах никакой, и что-то с этим надо делать…

Эра созидания

Впрочем, унывать керамистам некогда. Они уловили едва ли не главный тренд нашего времени — тягу людей к саморазвитию. Рыбинцы оценили. В домашнюю студию теперь приезжают полепить даже ярославцы.

— Сейчас эра мастер-классов. Все вокруг чему-то учатся: плести веночки, керамике, валянию, рисованию, макраме. И это просто здорово, что люди от оголтелого потребления приходят к созиданию, — считает Лиза. — Многие выбирают качественно проводить свое время, получать новые навыки, знакомиться с другими людьми. Я рада, что мы живем в такое время. И еще более рада, что сами к этому причастны.

Заземлись и создавай реликвии

Но зачем в 21 веке мастерить посуду, пачкать руки глиной, ждать на протяжении недели, пока изделие сушится и запекается, ведь можно через секунду получить готовую вещь, просто пикнув картой?

— Ну это же очень приятно! — парирует Катя. — Сам процесс лепки, взаимодействия с натуральными материалами очень расслабляет, заземляет. За неделю на тебя наваливается куча проблем, вокруг все серо, а тут ты забываешь обо всем — и творишь! Это практически медитация: руки работают, мозг отдыхает. Неслучайно сегодня становится модным и вещи шить самим, и еду выращивать. Особенно запрос на реальную, медленную жизнь чувствуется в больших городах, где сложно быть близко к природе. Даже в крупных компаниях, таких как Икеа, тренд — на ручной труд.

В эпоху перепроизводства и перепотребления создается огромное количество товаров, ценность отдельной вещи падает. И в прямом смысле — многие товары дешевы, и с точки зрения психологической наполненности. Разбил тарелку — не беда, пошел в «фикспрайс» и купил новую. А с уникальными рукотворными изделиями в дом приходит тепло и уют. Они объединяют семью, уверены девушки.

— У моего мужа есть любимая тарелка-рыба, — рассказывает Катя. — И мне так приятно, что эта вещь сделана моими руками! А как трогательно представлять, что наши внуки скажут: «Это моя бабушка сделала!», и будут беречь тарелочку как семейную реликвию.

И про сам процесс создания глиняных изделий девушки рассказывают, как про детей — с любовью и нежностью:

— Сначала перед тобой бесформенный шматок, ты из него лепишь, вкладываешь свою душу. Ты его замываешь, ты его обжигаешь, гразуруешь, снова обжигаешь — и наконец, вынимаешь из печи. А он целенький, красивенький — только целовать да радоваться!

Мудрость в куске глины

Полепил — все равно что сходил к психотерапевту. Только интереснее. Керамисты говорят: работа с глиной способна сделать нас мудрее, а жизнь гармоничнее.

— Наше общество очень жесткое, оно заточено на результат, — размышляет Лиза. — Что бы ты ни делал, в конечном итоге это должно либо приносить деньги, либо идти тебе в стаж, либо еще что-то. К нам некоторые люди тоже приходят с установкой «Сегодня я должен успеть слепить как минимум сервиз». Жить с такими завышенными требованиями к себе сложно.

— А глина — как раз тот материал, который позволяет совершать ошибки, принимать их и идти дальше, — подхватывает подруга. — Когда ты отправляешь вещь в печь, то на 100 процентов не знаешь, переживет она обжиг или нет. Полно сюрпризов и глазурование. Керамика учит отпускать ситуацию. Ты понимаешь: от тебя ничего не зависит, нужно успокоиться и ждать.

Согласитесь, полезный навык. Есть в этом что-то от восточной философии принятия естественных циклов природы и жизни.

— У японцев даже есть специальная техника — кинцуги, — соглашается Лиза. — Если ваза разбивается, ее не выкидывают, а склеивают с помощью золотого порошка — получается изделие с уникальными естественными золотыми трещинами. Изъян подается как достоинство. Так и с людьми. Жизнь иногда ломает, иногда оставляет шрамы, морщины. И их не надо скрывать — этим надо гордиться, потому что они делают нас особенными.

Культура медленной жизни

Но как бы уютно и тепло ни было в домашней студии, в перспективе девушки планируют переехать в большую мастерскую, где будет много света и много растений. Почти год керамисты ищут помещение под студию мечты. Большинство интересных пространств требуют глобального ремонта и больших вложений. А средств на все и сразу у подруг не хватает. Зато есть жгучее желание нести в мир красоту и радость.

— Мы хотим сделать комфортное, эстетичное пространство, в котором каждый человек будет чувствовать себя естественно, на своем месте, — делится планами Лиза. — Нам интересна культура медленной жизни. Хочется создать такое открытое комьюнити, где люди будут наслаждаться проведением времени, общением, новыми знакомствами, творчеством. Здесь можно будет делать какие-то вдохновляющие лекции, приглашать фотографов, проводить мастер-классы, йогу, устраивать очень красивые обеды. Мне кажется, в Рыбинске такого очень не хватает.

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме