Сколько конструкций в стиле модерн украсили рыбинские улицы? Как в Рыбинске борются с визуальным мусором: штендерами, витринами с бумажками «Сдам в аренду» и «Бровист-архитектор»? Какие штрафы грозят предпринимателям?
Туристический сезон не за горами. Человека любопытного сидеть дома летом не заставит даже коронавирус. И если не в Италию, то в соседнюю область он съездит. И что мы ему предложим?
Два года назад вступило в силу постановление администрации – старые вывески убрать. Заменить их можно только конструкциями в дореволюционном стиле. Вдохновлялись мы опытом туристических центров – Ярославля, Владимира, Суздаля.
За пару лет купеческий центр Рыбинска украсила почти сотня старинных вывесок. Наши еры и юсы оценили гости города, в соцсетях постоянно встречаются положительные отзывы, полные удивления, – как за короткое время можно так кардинально преобразить центр города?
Стремление Рыбинска привести центр к единому культурному коду отмечали дизайнеры из столицы и опытные путешественники. Об этом говорил питерский дизайнер рыбинского происхождения Владимир Струнников. Нас упоминал путешественник и блогер Илья Варламов. Президент Русского Географического общества выразил желание поддержать наш Музей старинной вывески.
Но энтузиазм гостей и ценителей разделяют далеко не все рыбинцы. Многие горожане скептически относятся к изменениям, и мотивы у людей разные. Одни не разделяют восхищения купеческим стилем, мол, эта «театральщина интересна лишь туристам». Другие в принципе против изменений в старом центре города: «Есть в городе проблемы и серьезнее, например, яма в моем дворе».
Прямое право быть недовольным – у предпринимателей Рыбинска. Именно на их плечи легло финансовое бремя по смене вывесок. Минимальная цена конструкции – сорок тысяч рублей, есть конструкции вдвое и даже втрое дороже. Тут хозяин – барин. К слову, рыбинский бюджет возвращает бизнесменам 20 тысяч рублей, но об этом чуть позже. И пока одни бизнесмены обновляют фасад и заказывают дореволюционную вывеску, другие цепляются за старые конструкции, как кот за косяк, когда его тащат мыться.
— Есть противодействие со стороны бизнеса, – подтверждает Олег Шаров, специалист департамента архитектуры. – Зимой процесс замены вывесок несколько стих, и сразу нашлись такие, кто вернул на место старую демонтированную ранее конструкцию. Или повесил вырвиглазный баннер. А на нем надпись – «Временная вывеска». Не нужно думать, что так и надо, или что мы их не видим. Просто пока руки до них не дошли.
Работы у департамента архитектуры и правда хватает. Вот результаты прошлого года. Специалисты выписали и лично вручили бизнесменам 326 предписаний с требованием убрать несоответствующую конструкцию. 238 старых вывесок удалено с фасадов исторического центра.
26 раз чиновники, юристы, рекламщики, художники, сотрудники музея собирались и обсуждали внешний вид вывесок. На таких комиссиях они согласовали 95 конструкций – и разрешили взять их в работу исполнителям.
Как итог – 44 вывески нашли место на фасадах исторического центра в прошлом году и еще семь –в наступившем. Остальные, видимо, еще в работе. За январь и февраль 2020 года согласовано еще 25 конструкций. Они ждут воплощения в рекламных агентствах и творческих артелях Рыбинска. Их установят в ближайшее время, максимум до конца года.
— Но это капля в море, на самом деле, – говорит Шаров. – Рыбинск не переплыл даже половину этого моря. Возьмем Крестовую. Главный проспект города очищен на 80% от старых вывесок. А новыми заполнили лишь процентов двадцать Крестовой. Не забываем о прилегающих улицах. Ими вплотную займемся в этом сезоне. Сейчас на Гоголя, Чкалова, Ломоносова не соответствуют норме больше 150 вывесок. И там предприниматели хотя бы начали шевелиться, заменять конструкции. А ведь есть участки, где вообще глухо: историческая часть Волжской набережной, Пушкина, Бородулина, Казанский конец. Кусок работы огромный.
Скорость обновлений в историческом центре зависит от сознательности предпринимателей. Бывают и дисциплинированные люди, рассказывает Шаров. Они осознают необходимость привести внешний вид старого Рыбинска к единому знаменателю. Эти бизнесмены заранее размышляют над проектом. Еще до выдачи предписания они налаживают контакт с изготовителем вывески. Когда такому предпринимателю вручают требование демонтировать старую вывеску, он уже прошел половину пути. И чаще это крупные компании и сетевые магазины. Но таких сознательных единицы.
Отрицать необходимость изменений, упорно ждать требований сверху – такова позиция большинства предпринимателей Рыбинска. Они не пошевелятся, пока не получат предписание. Только после этого они начинают действовать: снимают старую конструкцию, заказывают новую. Бывает, процесс обновления затягивается до года. Все это время магазин стоит без вывески. Конечно, бизнес недоволен.
– Половина предпринимателей Рыбинска, чья торговая точка находится в историческом центре, заняла позицию страуса: «ничего не знаю, ничего не буду делать». Вывески Рыбинск меняет уже два года. А иные бизнесмены умудряются прикидываться, что ничего про это не слышали. Приносишь такому предписание, а он непонимающе смотрит: «Какой модерн, какой XIX век?», – рассказывает специалист.
Кнут и пряник тоже не делают бизнесменов сговорчивее. Штрафы пока не применяют, надеясь на сознательность. Хотя пример других городов России доказывает – это действует. К примеру, в центре Костромы вывески привели к общему знаменателю именно так: не хочешь делать город лучше, за два месяца не убрал несанкционированную конструкцию – платишь сорок тысяч в бюджет.
— Сейчас подавляющее большинство вывесок в Рыбинске не соответствует норме. Штрафовать можно всех. Вот заменим все вывески и тогда начнем присматривать за их внешним видом. Мы сможем привлекать бизнесмена, если он будет содержать вывеску в ненадлежащем виде: она грязная, неопрятная, заросла паутиной, с нее валятся куски, – говорит Шаров.
Что касается пряника – компенсации – тут тоже не все гладко. Правом на компенсацию в 20 тысяч рублей в прошлом году воспользовались лишь 12 бизнесменов. Почему не больше? Компенсацией могут воспользоваться лишь те, у кого нет долгов перед бюджетом. И только местный рыбинский бизнес. А многие аптеки на проспекте – сетевые и управляются из Ярославля и Москвы.
— Вывески поменяли в основном дисциплинированные корпорации, вроде «Бристоля» и «Росбанка». Возможно, им компенсация даже ни к чему. А доля вывесок, поменянных рыбинскими некрупными бизнесменами, на самом деле невелика, – рассказывает специалист.
После демонтажа вывесок возникла еще одна проблема, точнее, две: штендеры и объявления в витринах. Безвкусные громоздкие штендеры, примета начала двухтысячных, исчезнув на время, десятками вновь заполонили тротуары центра. На свежевымощенной Крестовой они топорщатся, как противотанковые ежи. Есть места, где прохожие боком протискиваются между алюминиевых зазывал.
– Штендеры в исторической части города полностью запрещены. Но наказание пока что сомнительное: изъять их по закону нельзя – можно лишь потребовать убрать на 7-дневный срок. После чего конструкция опять появляется, – объясняет Шаров.
Юристы администрации сейчас прорабатывают меры эффективной борьбы. По ним предприниматель или признает штендер своим и платит немалый штраф за размещение запрещенки. На физлицо – до двух тысяч, на ИП – до 10 тысяч, на ООО – до 50 тысяч. При повторном правонарушении: до 5, 20, 100 тысяч соответственно. Или бизнесмен открещивается от штендера, говорит – не мое. И тогда чиновники забирают конструкцию как бесхозную с улицы навсегда.
Объявления в витринах – еще тот визуальный мусор. Витрины заклеены рекламой, скидками, акциями. «Брови-ресницы», «Требуются на работу», «Сдаю в аренду». Это портит впечатление от фасада, захламляет пестротой улицу. С ними уже начали борьбу.
— По закону витрина должна быть чистая, тематически оформленная. На днях мы выдали 30 уведомлений – вручили их собственникам зданий, а не бизнесменам. Те в свою очередь будут влиять на своих арендаторов. Штрафы здесь немалые, такие же, как за штендеры. Так, за бумажку «Требуется на работу» в витрине можно получить штраф до 100 тысяч. Результат есть – некоторые витрины уже очищены.
Так, витрина за витриной, метр за метром чистят центр города. И нужно это не только гостям Рыбинска. Но и простым горожанам, нашим детям.
Бить рублём и дойдёт, перестанут дурака включать.
Вы пишите в статье, что дисциплинированная корпорация РОСБАНК поменяла вывеску на дореволюционную. Но где вы увидели РОСБАНК в Рыбинске? Ближайший офис находится в Ярославле. С Крестовой он как полгода съехал и закрылся в нашем городе совсем, не пережив реконструкцию улицы и отсутствие клиентов.
Может мне кто объяснит, с какой стати предприниматель, имеющий маленький магазинчик и еле-еле сводящий концы с концами должен еще оплачивать бредовые идеи нашей администрации? Если Добряков с Митей Кузнецовым так жаждут видеть на Крестовой идиотские вывески с твердыми знаками, пускай и оплачивают это из своего кармана, или ищут спонсоров. Предприниматели правильно делают что саботируют, а с погружением России в кризис этот саботаж будет сейчас носить массовый характер.