Убытки, разорение, беспросветное будущее. Каких только слухов не плодят про рыбинского перевозчика – ПАТП № 1.
– А еще говорят, что наши автобусы на линию выходят без форсунок и топливных насосов. Только вот без них машина просто не поедет, это все равно, что взять и снять с нее четыре колеса, – говорит директор предприятия Игорь Амплеев.
Да, не все безоблачно у ПАТП № 1. Но давайте вспомним, что было весной 2015-го. Тогда на перевозчике, увязшем в глубокой долговой яме, вообще поставили крест. Кредиторская задолженность в 174 миллиона рублей, взятые в лизинг автобусы, часть из которых в итоге пришлось вернуть, признав кредитное бремя непосильным. Риски стать банкротом были очень высоки. Это обстоятельство, скрытое от обывателя, стало головной болью для нового руководства.
— Так вышло, что все эти годы мы исправляем ошибки прошлого, – рассказывает Амплеев. – Вместо того чтобы тратить деньги на развитие, гасим чужие долги. Когда в марте 2015-го я занял кресло директора, была поставлена задача выйти на нулевой баланс. Непросто, учитывая, что до определенного времени ПАТП № 1 генерировало убытки 40 миллионов в год. Но считаю, что мы неплохо справляемся. Уже за год-полтора показали положительную динамику.
2020 год. Пять лет, конечно, срок, но с экономической точки зрения недостаточный, чтобы на ранее убыточном предприятии все заколосилось и расцвело. Тем не менее за это время удалось сделать немало.
Кредитный портфель «похудел» на треть, вместо пяти кредиторов у ПАТП № 1 теперь один, а процентную ставку банк сократил больше чем вдвое. Вряд ли финансовая структура пошла бы на уступки бесперспективному должнику.
Выровняться ПАТП № 1 помогла оптимизация. Это первое, с чего начал руководитель.
— Мы избавились от непрофильных видов деятельности, — поясняет Амплеев. – Самой убыточной оказалась столовая – это минус 200 тысяч рублей в месяц и больше 2 миллионов в год. Закрыли диспетчерские пункты на Ворошилова и Соборной площади. И опыт показал, что без всего этого вполне можно обойтись.
Еще одна антикризисная вынужденная мера – сокращение инженерно-технических работников. Водителей не тронули, здесь они и так в дефиците.
Сегодня в коллективе предприятия – 390 человек, 152 из них – за баранкой. Многие по 15, 20 и даже 30 лет. Средняя зарплата водителя за пять лет поднялась почти на 10 тысяч и теперь составляет почти 30 тысяч рублей. Норма выработки – 168 часов.
Да, раньше были и пригородный маршрут, и маршрутные такси. В силу объективных причин перевозчику пришлось от них отказаться.
— Маршрутки, например, облагаются НДС, это вело к убыткам, – объясняет директор. – Мы приняли решение их убрать, а высвобожденные автобусы пустить на регулярные рейсы. Также как недавно отказались от маршрута 16Э, самого убыточного в силу протяженности. К тому же обслуживавшие его ЛиАЗы повышенной вместимости ездили полупустыми. У нас никто маршрут не отнимал, как многие думают. Это наше взвешенное решение на основании результатов финансового анализа.
В парке ПАТП № 1 сейчас 100 автобусов. 53 ежедневно выходят на линию, остальные – сменка.
Технопарк изношен – этого никто и не скрывает. Провинциальное предприятие могла бы выручить программа государственной поддержки, но ее нет. Что странно, ведь рыбинские транспортники – далеко не единственные, кому приходится выживать и крутиться как белка в колесе. Сплошь и рядом подобные ситуации с муниципальным общественным транспортом. Зарплата, топливо, детали, долги – выше головы не прыгнешь, ведь все привязано к тарифу.
К слову, автобусы довольно прожорливы. За смену они «съедают» по 4 тонны топлива. В денежном эквиваленте это порядка 180-190 тысяч рублей. Подаренные Москвой 15-метровые ГолАЗы и «Волжане» – и того больше. На сто километров пути расход – 45-47 литров. Из восьми машин на линии работают только 4, половина стали донорами запчастей. Такие модели уже не выпускают, а значит, деталей к ним днем с огнем не сыщешь или заплатишь втридорога за импортные аналоги. Да и не загрузить в Рыбинске под завязку такую махину. Не столица все-таки.
Примененные экономические рычаги, порой не самые популярные, привели к результату. Пусть пока только на бумаге, но предприятие показывает прибыль, живет только на свои заработанные деньги. Убытков нет.
Чтобы полностью расплатиться с долгами – их у ПАТП № 1 осталось 47 миллионов – нужно еще года три. Вовремя сделанные платежи позволяют избежать пеней и штрафов, которые раньше тянули вниз. Кредиты становятся меньше, надежды – больше. Расплатившись по обязательствам, перевозчик планирует первым делом обновить подвижной состав по договору лизинга.
– Естественно, все просчитав, а не наобум, как это делалось раньше, – подчеркивает директор. – Ведь дома мы не сорим деньгами направо и налево. Финансовая дисциплина должна быть и здесь.
Предприятие работает ровно. Ошибки прошлого уже совершены, так случилось. Обнулить их не получится. А вот не повторить – дело реальное.
– Можно, конечно, ныть и жаловаться, но мы работаем, чтобы сохранить предприятие. Я не волшебник, но поставленную задачу мы выполним. Страха за будущее у меня нет, – говорит Амплеев.
Летом 2020 года у ПАТП № 1 заканчивается срок контракта с муниципалитетом на перевозку пассажиров. Впереди – новый конкурс. Переживаний на этот счет у руководства акционерного общества нет. Здесь уверены, что сотрудничество с Рыбинском продолжится. Вряд ли частник потянет такой гараж и объем перевозок. Тем более что многие муниципальные маршруты индивидуальным предпринимателям неинтересны.
– Рынок уже поделен, и я не пессимист, – говорит директор.
В городском департаменте ЖКХ прогнозы автобусников разделяют. По словам директора Олеси Минеевой, на прошлый конкурс, кроме ПАТП № 1, никто не заявился. Да и сейчас интересантов мало.
– Мы уже формируем техническое задание по подвижному составу, расписанию, финансам. Участники должны соответствовать нашим требованиям. Конкурс будет открытым в соответствии с 44-ФЗ, ограничивать конкуренцию мы не можем. Но сразу скажу: лот будет один, возможно, два, чтобы не получилось так, что кто-то снимет сливки с экономически выгодных маршрутов, а кто-то будет работать в минус.
Ситуация с б/у ГОЛАЗами понятна, денег нет на новые автобусы. Может лучше поступить как сделали в Ярославле, когда из-за изношенности местных автобусов обратились к москвичам и договорились о поставках в город подержанных автобусов, которые ходили по московским маршрутам и содержались в хорошем состоянии. Правда чтобы получить эти автобусы, в Ярославль на мусорный полигон Скоково какое -то время свозили московский мусор, против чего активно возражали ярославские активисты-экологи. Задача таких активистов понятна — громко поорать, навести смуту в умах людей и засрать мозги лжепатриотичными идеями. Зато теперь в Ярославле нет проблем с автобусами.
В Москве Б/У автобусов много, сейчас активно идет процесс запуска электробусов на московских городских маршрутах.
Нескромный вопрос: «Почему салоны автобусов не моют? Ну очень грязно!»
Если расход 45 литров на 100 км, то чтобы «съесть» 4 тонны за смену, нужно проехать примерно 8800 км.
Чушь не пишите!!!