У войны нет лица. У войны нет возраста, пола и национальности. Война не выбирает.
«Сыновья полка», мальчишки и девчонки, они вели свою собственную маленькую войну, чтобы спасти мир и… маму. У них не было детства, но была огромная сила духа.
Боря Новиков. Обыкновенный 12-летний мальчишка, каких миллионы. Учился в школе, после уроков бежал играть во двор своего барака, любил маму. Мария Ивановна воспитывала его без отца, сутками напролет работала на заводе. Семью в 1941 году эвакуировали в Рыбинск из блокадного Ленинграда.
Многие бежали от войны, а Боря бежал за ней, рвался защищать Родину. В 1942-м он трижды пытался попасть на фронт, но его ловили и возвращали домой. С четвертой попытки упрямый подросток все-таки оказался у линии боевых действий.
Борю обнаружили и сняли с поезда у станции Бологое. Чтобы разжалобить комбата, мальчик на ходу сочинил легенду, что прибыл он мстить врагу за умершую от голода мать. План не сработал. Вояку накормили и посадили обратно в поезд. Но не тут-то было. Новиков перебрался в другой состав и вернулся.
Солдаты 380-го стрелкового полка приютили пацаненка. Так юный рыбинец стал сыном полка и получил прозвище Гаврош.
Гвардии майор в отставке В. Козырев вспоминал:
«Я знал Бориса только в тот период, когда он был воспитанником батареи 76-миллиметровых пушек 380-го стрелкового полка. К нам его направили из штаба полка, чтобы он был дальше от переднего края обороны. Солдаты нашей батареи приняли его как родного сына. Сшили ему военный костюм и сапоги, выдали личное оружие, и он все время находился при командире или комиссаре батареи. С ними жил в землянке, спать ложился на нарах между ними, и те в холодное время согревали его своими телами. Он быстро завоевал симпатию личного состава батареи. Каждый солдат старался его приласкать и сделать ему что-нибудь приятное. Борису у нас нравилось жить и служить. В его обязанности входило помогать нашему санинструктору при оказании первой медицинской помощи раненым. Мальчик был отважным, не боялся разрывов снарядов, мин и свиста пуль. Он, видимо, не верил в возможность быть раненым или убитым…».
Боря служил связным, почтальоном, санитаром – прямо под пулями делал перевязки раненым солдатам. Полковник запаса Н. Парфенов, командовавший стрелковой ротой, вспоминает, как мальчик попал к нему в роту:
«Борис оказался в нашем эшелоне около Вышнего Волочка. По прибытии на фронт он находился в штабе нашего третьего стрелкового батальона. Потом перешел в мою девятую стрелковую роту. Ему никто не возражал. Борис состоял в ячейке управления роты, был моим связным, передавал мои приказания командирам взводов, донесения командиру батальона. Не расставаясь с медицинской сумкой, перевязывал раненых под пулеметным и автоматным, не говоря уж об артиллерийском и минометном огне. Ему постоянно угрожала опасность быть убитым или раненым, но удержать было просто невозможно. Однажды на Северо-Западном фронте шло длительное и большое наступление. Я из мелкого окопчика управлял боем роты. Смотрю, Борис идет, не торопясь, с двумя медицинскими сумками. Идет прямо по открытой местности, хорошо наблюдаемой и простреливаемой огнем противника. Я кричу ему: «Ложись!». Он также не спеша подходит к моему окопу и говорит: «В меня не попадут». Я затащил его к себе в окоп и спрашиваю: «Зачем тебе две медицинские сумки? Тебе тяжело». Он отвечает: «Одна своя, вторую взял у убитого санитара — пригодится».
Офицер запаса С. Лебедев:
«Впервые я увидел этого малыша при разгрузке нашего эшелона на станции Любница. Вторично – в деревне Семеновщина. Смотрю, идут командир батальона, его заместитель, комиссар и с ним мальчуган. В третий раз увидел его в первый день боя, в мае 1942, с санитарной сумкой. Кого перевяжет, кому поможет уйти в укрытие. Я обратил внимание на детский крик: «Дядя, помоги!». Вижу, мальчонка подполз к убитому солдату. Но чтобы перевернуть его и взять документы в кармане гимнастерки, у него не хватило сил, и он попросил помочь. Каким я помню Бориса? Маленький, коренастый крепыш, рыжеватый, с редкими веснушками. Глаза бледно-карие».
Наравне со взрослыми мальчишка героически сражался под Ленинградом. За два месяца, с мая по июнь, Борис вывел с поля боя 18 раненых с оружием, под огнем противника перевязал 26 человек, вынес 12 винтовок, 3 ручных пулемета, 2 автомата, а также доставил много документов, собранных с тел убитых немецких солдат. За это подросток был представлен 4 июля 1942 года к награждению медалью «За отвагу».
Комиссар подразделения, в котором воевал Боря, об отважном бойце рассказал своему сынишке. «Он был немного больше тебя, сутуловатый, с большой головой. Глазенки отражали его не по летам развитый ум и мужественность, отвагу, энергию. На первый взгляд самый обыкновенный мальчик. Но он все время был на передовой линии огня и под грохот взрывов и лязг железа делал своими маленькими ручонками большое дело. Здесь он был и сам ранен в ногу, но продолжал помогать другим. Он часто приходил ночевать ко мне в блиндаж и по всей военной форме докладывал: «Товарищ комиссар, воспитанник Борис Новиков явился в ваше распоряжение!», щелкал своими маленькими каблучками и приветствовал, беря руку к головному убору. После этого укладывался ко мне под бок, обнимал за шею и просил, чтобы я рассказал ему сказку…».
Корреспондент фронтовой газеты писал о том, как Боря помогал раненым: «Раненый был рослым бойцом. Ему показалось неудобным опираться на плечо маленького санитара, он просил: «Оставь меня». Борис обиделся: «Ты это брось. Ты у меня не первый – восемнадцатый». Сдав раненого бойца врачу, опять пошел, вернее, побежал туда, где шли бои. Маленький, юркий, он проворно ползал по переднему краю, выводил раненых, собирал оружие».
Каждое из своих писем для мамы в Рыбинск Боря начинал фразой «Привет от бойца Северо-Западного фронта Новикова Бориса». Он рассказывал, что находится во взводе конной разведки полка, работает почтальоном и носит звание ефрейтора. А еще у Бори была лошадь Машка. А сам он, как подобает настоящему воину, носил шпоры и саблю.
Командование тоже отчитывалось матери бойца: «Находясь у нас, Борис хорошо воспитывается. Это юный герой. Смел, находчив. Его снарядили в красноармейскую форму: сшили все по росту. Не беспокойтесь, он находится в хорошем надзоре».
Но ни находчивость, ни отвага не уберегли парнишку. Свою медаль боец Новиков так и не увидел. 11 июля 1942 года под Старой Руссой нашим танкам нужно было добраться до реки и вытащить подбитую машину. С вражеской стороны это место не просматривалось, поэтому бойцы не стали ждать ночи и двинулись туда засветло. Боре тоже захотелось пойти на задание. Он вскочил на броню одной из машин. Враг услышал шум техники и открыл огонь из минометов. Одна мина разорвалась рядом с танком, и град осколков попал в мальчика.
Следующий день стал тяжелым испытанием для повидавших многое бойцов. Разведчики прощались с бесстрашным мальчиком. Бойца похоронили со всеми почестями, с залпами винтовок и пистолетов, на дивизионном кладбище у деревни Язвищи Ленин-градской области.
В Рыбинске в честь Бори Новикова названа улица.
Источники: портал «Память народа», журнал «Костер», 1972 год
В этом году Борису Михайловичу Новикову исполнилось бы 90 лет со дня рождения…Вечная слава Герою!!!Много лет жил на улице его имени и, к своему стыду, не знал всех событий его жизни изложенных в этой статье, автору которой большое спасибо…
Благодарим за теплый отзыв, Павел
На Параде Победы 24 июн 1945 года в составе сводного полка 1-го Белорусского фронта среди 36 знамён проесли знамя 380-го стрелкового полка 171-й стрелковой дивизии. Фигурально выражаясь на этом знамени, который хранится в Центральном Музее Вооружоннных сил РФ есть капли крови Бори Новикова. Полку штурмовал Рейхстаг. Его бойцы одними из первых установили знамя на здании бывшего немецкого парламента.
звали солдаты Ваню пастушком