О том, что это за проект и зачем он нужен Рыбинску, мы говорим с директором ТИЦ Алексеем Горбачевым и студенткой Ярославского политехнического университета Дарьей Малининой.
Какой город можно назвать умным? Формально тот, где градостроительная концепция интегрирует множество информационных и коммуникационных технологий. Где интернет вещей используют для управления городской инфраструктурой. Где транспорт, образование, здравоохранение, ЖКХ, безопасность объединены в единую систему технологически. И она – система – не просто управляет развитием города, а планирует, прогнозирует, предусматривает лучшее во времени развитие и предвидит худшие для города проблемы.
— Но умным можно назвать и Рыбинск начала XX века, — говорит Алексей Горбачев. Он и заместитель начальника управления экономического развития и инвестиций администрации Рыбинска Алексей Кузнецов стали авторами проекта, победившего в целевом отборе программы АСИ «100 городских лидеров». – Мы хотим возродить тот умный, образованный подход, который использовали в развитии Рыбинска наши предки.
Каждый квартал Рыбинска начала XX века имел свое предназначение – соборы, биржи, коммерческие училища, богадельни, публичные бани, рестораны, доходные дома, жилые кварталы – все составляло единую среду. Единицей измерения здесь был человек – купец с полным пониманием своего достоинства, выраженном в архитектуре, образе жизни, деловой купеческой этике.
Биржевой квартал, Торговая площадь, галантерейная торговля… Кто твой сосед? Этот вопрос был для тогдашних рыбинцев не праздным.
— Это было важно для купцов – кто их окружает, — говорит Алексей Горбачев. – Не только с точки зрения престижа, но и с практической позиции. Булочная, рядом – ресторация, напротив – галантерея. Логика размещения торговых объектов была проста и понятна.
Престиж, конечно, тоже играл свою роль. Жить рядом с домом купца первой гильдии считалось почетным. И уважительное отношение к внешнему виду отдельных строений сказывалось на общем облике Рыбинска.
Сегодня мы восхищаемся купеческим ампиром и классическими элементами в архитектуре старого города, сохранившимися до наших дней. Но строим новое и переделываем старое, порой забывая о том смысле, который вкладывали в дома и кварталы наши предки. Между тем именно здравый смысл и логика дают импульс развитию в любом деле, включая градостроение.
Какой смысл открывать гостиницу в квартале пекарей? Или трактир в среде гончарных мастеров? А вот небольшой ресторан рядом с театром очень бы Рыбинску не помешал. Театральные зрители не всегда стремятся домой сразу после спектаклей. Они готовы обсудить увиденное, посидев в приятном месте, выпив кофе с пирожным или рюмочку коньяка. Вот они – творческая интеллигенция и одновременно – потребители товаров и услуг.
Логично? Да. Выгодно? Очевидно.
Именно этот смысл – практический и престижный – хотят вернуть старому центру Рыбинска Горбачев и его сподвижники, предлагая создать цифровой двойник 45 кварталов в исторической зоне.
— 45 кварталов – это почти тысяча домов, — рассказывает Горбачев. – Около половины уже живет своей жизнью. Они когда-то приобретены собственниками, приспособлены для жилья, офисов, магазинов, ресторанов. Еще почти 500 ждет своих инвесторов. Вот они-то нам и интересны.
Конечная цель разработчиков карты – возродить и наполнить жизнью весь старый центр Рыбинска. Скажете – банально? Такую же задачу ставило не одно поколение историков, краеведов, чиновников. Но сегодня у команды Горбачева есть в руках инструменты, каких не было раньше у поклонников старого города. И это делает задачу решаемой. Если не завтра, то спустя разумный период времени.
Цифровой двойник – современное компьютерное представление реального объекта. Многослойное и многосмысловое. В нем – визуальный образ, физические характеристики здания, описание проблем и пути их решения, возможности применения. А самое главное – среда. Соседи. Комплекс окружения, который повышает ценность будущего приобретения. Если, конечно, уловить смысл и увидеть возможности.
— Мы хотим показать потенциальным инвесторам их выгоды при покупке в Рыбинске недвижимости, — объясняет Алексей Горбачев. – Бизнес должен понимать гуманитарную и финансовую выгоды, получать эмоциональную и материальную прибыли.
На примере идеология проекта выглядит достаточно просто. Вот улица Ломоносова, квартал от Волжской набережной до Крестовой. Здесь уже есть разноплановые магазины и кафе. Чего здесь не хватает?
Молодежной тусовки, считает Дарья Малинина.
Даша – студентка ярославского политеха. Она любит Рыбинск и хочет здесь жить. Так почему молодежь уезжает из нашего города?
— Потому что здесь не хватает того, что хочет молодежь, — говорит Дарья. – Мы с восторгом рассказываем, как побывали в «Этажах» в Питере или «точке кипения» в Москве. А что у нас? Где молодым можно встретиться, пообщаться, выпить кофе, если хочется, или не выпить, если денег нет? Обсудить общий проект, поработать вне дома? В Рыбинске нет таких пространств. Уезжаешь почему? Потому что тебе не хватает чего-то. Если здесь все есть – зачем уезжать?
Но пока мест, где молодежь может с толком провести свободное время, в Рыбинске нет. Или они так далеко запрятаны, что найти их – потратить массу усилий. Между тем в квартале на Ломоносова есть все условия для молодежного пространства. Творческой коллаборации. Активной «точки кипения».
— Квартал можно сделать пешеходным, подключить артистов, художников, инвесторов, которые понимают выгоду приобретения недвижимости именно здесь, — объясняет идею Алексей Горбачев. – Здесь можно использовать даже крыши для молодежных тусовок.
Экономика места – отдельная тема. Авторы проекта прекрасно понимают, что финансовое обеспечение идеи – главный принцип ее жизнеспособности. Но вдумайтесь в логику пешеходной улицы Ломоносова. Она очевидна. Есть люди – есть трафик. Есть трафик – есть посещаемость. Ну и далее цепочка «клиент – товар – прибыль» со всеми ее «купеческими» традициями.
Ломоносова – лишь один из примеров комплексного подхода к развитию территории. Сегодня Даша работает над оцифровкой дома № 11 на Крестовой улице.
— Даша – наш амбассадор, — говорит Горбачев. — Наш посланец, потребитель наших идей и создатель проекта одновременно.
Даше очень нравится ее роль и ее работа. Она говорит, что впервые понимает – проект реальный:
— В наших университетских проектах мы не учитываем множество факторов, в результате они так и остаются на бумаге. А здесь мы можем что-то полезное сделать для Рыбинска и одновременно реализовать свои идеи.
О своих идеях, которые хочется воплотить в жизнь, Даша уже говорила. А что-то полезное – это цифровые двойники зданий. Сегодня она занята домом № 11 по Крестовой.
— Я делаю цифровой образ дома, и мы сразу обсуждаем работу в группах в соцсетях, подключаются инвесторы, задают вопросы. Это круто – понимать, что твоя работа небесполезна, она востребована, и к ней есть интерес, — рассказывает она.
Помимо Даши, работают историки. Они собирают информацию о домах, которые Рыбинск предлагает инвесторам. И дома становятся не просто старыми сооружениями, которые надо реставрировать и содержать. Они наполняются смыслом и обретают капитал. Его только надо раскрыть и по-современному наполнить.
— Я начинаю еще больше любить свой город, — говорит Дарья. – Я иду по Рыбинску и думаю: вот здание, над которым я работала, я о нем так много знаю! Я чувствую его энергетику, понимаю его проблемы, я переживаю за него… Когда рисуешь человека, начинаешь в него влюбляться. Так и с Рыбинском…
А теперь самый главный вопрос – для кого все это делается?
— Для Рыбинска, конечно. Для будущего города, который имеет большой исторический капитал. Для его жителей, — говорит Алексей Горбачев. — Будут в Рыбинске туристы – мы будем рады, но это вторичный потребитель. Наш интерес – это горожане. Именно они становятся и участниками проекта, и целью инвесторов, бизнеса, власти.
Сердце Рыбинска – в историческом центре. Спальные районы одинаковы везде. Здесь люди живут и обустраивают свои пространства с тем комфортом, который считают нужным. А вот старый центр города уникален. Он – для всех. И добраться сюда можно легко и быстро из любого жилого микрорайона. Что жители и делают, заставляя предпринимателей концентрировать свой интерес именно в центре.
Но Горбачев и его команда хотят сверхосознанных действий. Чтобы взвешенные и долгоиграющие решения принимали все участники процесса. Открыть в центре очередной секонд-хэнд – это не про развитие города.
— Мы мыслим образами, — говорит Алексей. – Покажи инвестору образ его будущей собственности, которая может радовать его душу и одновременно стать прибыльной. Это именно то, что мне нужно! – скажет он.
Сегодня участники проекта «Инвестиционная карта Рыбинска» учатся в акселераторе Агентства стратегических инициатив продвигать свои планы. И одновременно работают над созданием цифрового аналога реального исторического центра города.
А итогом работы должно стать сообщество собственников, инвесторов, горожан и власти, где каждому есть место, и у каждого – своя задача. А вот конечная цель – развитие Рыбинска – у всех общая.
Креативно и современно! Пусть у них все получится.