Противотанковые ежи, солдатские лопатки и лыжи. Над чем только не трудились рыбинские корабелы в годы войны. Но главное, что фронт ждал от наших земляков, — военные катера.
С тридцатых годов Рыбинский завод 341 (ССЗ «Вымпел») проектировал и производил мирные суда — буксирные моторные катера. После 22 июня 1941 года требовалось молниеносно приспособить этих трудяг к фронтовым нуждам, оснастить их вооружением.
Так, рыбинское детище, катер-тральщик «Рыбинец» типа А (КЛТ), служил как торпедолов, санитарное судно и топливозаправщик гидросамолетов. Военные специальности получили катера типов БМК-70 и ИУ. Они нашли применение в саперных частях. На быстроходных катерах типа МК устанавливали крупнокалиберный пулемет ДШК и довоенный «Максим». На МК ходила команда из 7 человек, его использовали в целях противовоздушной обороны.
Практически с первых дней войны корабелам Рыбинска пришлось с нуля осваивать военное судостроение. Уже к концу 1941 года рыбинцы были обязаны передать флоту два глиссирующих торпедных катера типа Г-5 серии XI бис. И заложить еще восемь таких катеров. Такой план дал государственный комитет обороны уже 10 июля, спустя две недели войны.
Вперед, в Тюмень!
Первый военный план строительства кораблей делал упор на постройку малых кораблей и катеров. Однако выполнить план не удалось. Основная причина — острый дефицит стали и алюминия. Территория, где производили 60% всей стали и алюминия страны, была сразу же оккупирована немцами. К тому же «Вымпел», как и многие другие предприятия, были вынуждены переключаться на выпуск непрофильной для завода, но важной для фронта продукции. Третьей причиной задержек стала эвакуация завода.
В октябре 1941 года фронт приблизился Москве. Начали эвакуировать промышленность Ярославской области. Часть Рыбинского катерозавода вывезли в Тюмень и Молотов — там работали заводы по строительству боевых катеров. В Тюмени организовали производство дюралевых торпедных катеров.
В Рыбинске осталась часть производства. Несмотря на усеченный состав, завод продолжал строить катера. Производили и другую нужную фронту продукцию. Противотанковые ежи, саперные лопатки, солдатские ножи и лыжи — все это пришлось освоить катеростроителям.
Не хватало материала, станков, рабочих рук. Пришлось «разграбить» неприкосновенный запас: еще до войны для реконструкции завода получили стальной профиль. Теперь из него изготавливали противотанковые ежи. Для производства лыж корабелам и вовсе пришлось разрабатывать специальную технологию, создавать новые инструменты. И все в лихорадочном прифронтовом темпе.
После контрнаступления наших войск под Москвой угроза Рыбинску миновала. Наших катеростроителей и часть оборудования вернули домой. Но в в Тюмени осталось производство торпедных катеров типа Г-5.
План 1941 года рыбинцы провалили: по валовой продукции завод выполнил план на 76,7%, по товарной — лишь на 59,6%. Причины были весомые: не хватало материалов, ощущался дефицит комплектующих. Из-за отсутствия двигателей на заводе скопились 16 почти готовых катеров. Недостающее оборудование завод пытался изготовить своими силами.
1942 год принес много нового рыбинским корабелам. Пограничные катера они начали преобразовывать для нужд фронта. Ловкие маневренные катерки оснащали реактивной установкой типа «Катюша» на корме, 45-миллиметровой арт-установкой на носу. А в зоне рубки – двумя спаренными пулеметами.
Тогда же завод получил задание — построить серию самоходных понтонов. Соединяясь с балками такие конструкции образовывали понтонные мосты.
Разбомбили
Теперь Рыбинск не изготавливает легкие дюралевые торпедные катера — их производство осталось в Тюмени. Вместо этого наш завод начал выпускать суда из стали: торпедные катера дальнего действия проекта 158, водоизмещение 40 тонн.
В ноябре 1942 года Наркомат судостроительной промышленности рекомендует организовать на рыбинском заводе №341 постройку стального торпедного катера дальнего действия проекта ТМ-200. Его вооружают двумя торпедами, тремя пулеметами и глубинными бомбами.
И все это предстояло осваивать на фоне острейшего дефицита кадров на рыбинском заводе. Из-за нехватки рабочих рук рыбинцы вынуждены уменьшать трудоемкость изготовления продукции, внедрять рацпредложения. Все военные годы на заводе тщательно экономят сырье и топливо.
В 1943 году рыбинцы должны были приступить к производству легендарных катеров ОД-200 и ОМ-200. Их называли бескомпромиссными убийцами, настолько они удачно истребляли вражеские подлодки.
Но помешала бомбежка — в середине 1943 года Рыбинск особенно сильно бомбил немец. Наш город долго находился в досягаемости для вражеской авиации. Самой страшной для завода и города стала ночь на 25 мая 1943 года. Судостроительный почти полностью разрушили фугасные и зажигательные бомбы. Пострадали готовые к отправке катера. От завода уцелел лишь инструментальный цех и подстанция.
Как результат, в 1943 году завод не сдал ни одного из двенадцати положенных по плану торпедных катеров. Лишь в 1944 году корабелы Рыбинска сдадут флоту пять катеров проекта ТМ-200 из восьми запланированных и заложат пять новых. А уже в победном 1945 году рыбинский завод построит все 12 заказанных ему катеров ТМ-200. Это первые в СССР большие торпедные катера в стальном корпусе. Их оснащали мощными американскими бензомоторами фирмы «Паккард», полученными по ленд-лизу.
Одновременно рыбинцы продолжали строить небольшие катерки — БМК-70, БМК-90. К концу войны их выпуск значительно возрос, и в 1945 году наши корабелы создали 238 единиц, в основном, буксиров БМК-70.
Где воевали рыбинские катера?
Бронекатера прорывали блокаду Ленинграда, освобождали Петрозаводск в составе Онежской флотилии. Под Сталинградом в составе Волжской военной флотилии наши трудяги-катерки доставляли в осажденный город оружие, боеприпасы, боевую технику и пополнения, эвакуировали раненых на левый берег Волги.
Солдаты ценили рыбинские катера за быстроходность, маневренность. Их можно быстро загрузить и разгрузить. А броня делала из катеров настоящие речные танки. Не по разу в день рыбинские суденышки доставляли грузы с берега на берег под сильнейшим огнем противника, под налетами авиации.
Летом 1944 года рыбинские катера воевали на Белорусском фронте в операции на реках Березина и Припять. Освобождали с их помощью территории не только в Советском Союзе, но и в Восточной Европе. Наши суда повидали много морей и рек, обошли много стран.
Пришло время думать о мире, восстанавливать хозяйство. Еще в военные годы катерозавод шефствовал над Рыбинской машинно-тракторной станцией. В 1944 году корабелы начали готовиться к выпуску мирных катеров для восстановления народного хозяйства. Им поручили строить большие рейдовые тральщики водоизмещением 100-300 тонн. А в 1949 году открыли новое направление – строительство пожарных катеров, продолжающееся и поныне.