Ребята из Рыбинска создали собственный бренд мужской косметики и замахнулись на китайский рынок. А когда в индустрии красоты грянул кризис, решили засучить рукава и взяться за ландшафтный дизайн дачных участков.
То, что борода может приносить доход, было понятно еще пятьсот лет назад. В XVI веке английский король Генрих VIII набивал казну за счет налога на растительность на мужском лице. Двести лет спустя главный трендсеттер российской истории Петр I заставил тряхнуть мошной бородачей всех сословий и установил моду на бритые евро-подбородки.
В наше время стремление сильного пола выглядеть стильно вылилось в целую субкультуру, на которой делает бизнес глобальная индустрия. В народ эту культуру несут барбершопы. Говоря по-русски, мужские парикмахерские. Только нового формата. Это своего рода мужские клубы со своей брутальной атмосферой: татуированные мастера ножниц и шаветки не только лоск на бороды и усы наводят, но могут и «о своем, мужском» потолковать, и виски угостить.
Вот эту нарастающую волну популярности барбер-культуры как раз и поймал рыбинец Андрей Селиверстов. Он решил наладить выпуск косметики для барбершопов. Да, ниша узкая и специфическая, но перспективная. Об этом он знал задолго до того, как начал собственный бизнес:
— Я работал в Москве, в офисе продаж талькодобывающей компании «Байкальские минералы». Мы продавали тальк по всей России и за границу. Он широко применяется в производстве бумаги, краски, пластика и даже добавляется в жвачку. Отдельное направление — тальк косметический. Это всем знакомая детская присыпка. А еще его используют в салонах красоты при депиляции и в барбершопах — во время стрижки и бритья.
«Байкальские минералы» стали для рыбинца отличной школой менеджмента, но в какой-то момент он решил, что пора двигаться дальше:
— В московской компании я достиг потолка, расти было некуда. Захотелось попробовать себя в новом деле.
Растительность бывает разной. Борода и усы, сосны и гиацинты… Что их может объединить? Нестандартные идеи. Так думают ребята из Рыбинска, взявшиеся за оба вида растительности
Этим новым делом стало производство мужской косметики на основе талька. В марте 2019 года Андрей Селиверстов, кстати, управленец по образованию, зарегистрировал свое ООО. Партнерами выступили брат Игорь и друг Никита Королев. Они получили сертификат и начали работать.
— Я легально торгую белым порошком, — любит пошутить Андрей.
С поставщиками талька проблем не возникло — сохранились старые связи. А само косметическое производство оказалось делом несложным и где-то даже творческим.
— Берем тальк, смешиваем с натуральными эфирными маслами и фасуем по флаконам. Постепенно расширили ассортимент, добавили косметику уже не на основе талька: масло для бороды, твердый шампунь, мыло. Мы сами разрабатываем дизайн бренда — этим занимается Никита. В планах — перейти от пластиковых флаконов к бумажной упаковке. Хочется сделать что-то новое, чего у других еще нет, — делится руководитель компании.
А вот действительно трудным для предпринимателей стало продвижение молодого, никому не известного бренда.
— За год мы успели развить дилерскую сеть: Москва, Петербург, Самара, Красноярск… Были небольшие поставки в Белоруссию, Казахстан. А вообще мы всерьез нацелились на Китай, — рассказывает Андрей.
Чтобы работать по-взрослому, нужны были специальные знания. Селиверстов пошел учиться в Российскую школу экспорта. За поддержкой обратился в Центр экспорта в Ярославле. С их помощью зарегистрировался на витрине Ярославской области в международном интернет-магазине eBay, рыбинцы планируют продвигать свой косметический бренд через «Вайлдберриз» — крупнейший в России онлайн-магазин. Первые шаги навстречу инопартнерам были сделаны.
— Мы ездим на выставки. Например, побывали на Barber Connect в Москве, это культовый фестиваль барбер-культуры у нас в стране. Участвуем в деловой жизни региона. Сотрудничаем с экспортным центром, объединением предпринимателей «Опора России», Корпорацией МСП, которая тоже оказывает поддержку малому и среднему бизнесу, — говорит руководитель.
Но не успели молодые предприниматели порадоваться плодам своей бурной деятельности, как в мире началась пандемия коронавируса.
— Барбершопы по всей стране закрылись. У нас полностью встали продажи, — констатирует Андрей Селиверстов. — Но мы не стали долго горевать и ждать, пока все наладится. Решили быстренько переквалифицироваться.
Парни начали анализировать рынок — нужно было вновь поймать волну, которая удержит их на плаву. В итоге они решили отложить завоевание внешних рынков на потом и спуститься на землю — в прямом смысле слова. Они готовы засучить рукава и поработать лопатой и бензопилой.
— Пока карантин, будем осваивать новую нишу — облагораживать приусадебные участки, — делится планами руководитель. — Ребята, которые со мной работают, учились на ландшафтных дизайнеров в Рыбинском лесотехническом колледже и знают свое дело. Еще раньше мы занялись высадкой молодого леса у себя на участке, в перспективе — создание хвойного питомника. Хотим выращивать сосенки, елочки, кедры.
Однако от идеи международного сотрудничества рыбинцы не отказываются. Говорят, что обязательно вернутся к ней, когда ситуация в мире выправится.
— Было бы интересно продавать за границу не только свои товары. Ярославская область много чего может предложить миру. Например, замечательное рыбинское мороженое. У нас появились друзья на Балканах. По их словам, на целую Боснию и Герцеговину нет ни одного производства мороженого. Почему бы не открыть там российское представительство, не помочь нашим заводам встретиться с зарубежными покупателями? — генерирует новые идеи Селиверстов.
Он вообще считает, что сейчас не время отчаиваться. Рушится старый традиционный бизнес? Не беда. Значит, вновь пришло время инноваторов, которые несут в мир свежие решения.
— Общаешься с предпринимателями — не все повесили нос, кто-то активно налаживает торговлю онлайн, кто-то осваивает новые ниши, как мы. Жить можно, — утверждает предприниматель. — Кризис — это не конец света, это поиск свежих решений.