Главное Темы 3 мая 2020 10:00

Летающий танкист

Рассказываем о жителях Рыбинска – героях Великой Отечественной войны

«Черная смерть», «летающий танк», «бетонный самолет» или просто «чума» – советский штурмовик ИЛ-2 – самый массовый в мире – для фашистов был настоящей напастью. Живучий и мощный, он позволял громить врага до последнего.

Одним из таких штурмовиков в Великую Отечественную управлял рыбинец Анатолий Грошев. Да так мастерски, что за все бои, которых было немало, не получил ни одного ранения, а его звено не понесло потерь. Но обо всем по порядку.

Будущий летчик появился на свет 7 ноября 1922 года в семье служащего. Когда юноше исполнилось 18, его призвали в ряды Рабоче-крестьянской Красной армии. Спустя три года Анатолий окончил Чкаловскую военную авиационную школу пилотов. А в марте 43-го попал на фронт.

С первых дней Грошев, действуя в составе 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта, показал себя умелым летчиком, настырным и смелым.

Боевые награды не заставили себя ждать. Уже осенью за успешное выполнение боевых задач он получил орден Красной Звезды. В январе 44-го – ордена Красного Знамени и Отечественной войны 1 степени.

Из наградного листа: «11.11.43 г. при штурмовке скопления вражеской техники и живой силы противника в районе Михайло-Левский был атакован 2 МЕ-109, но благодаря отличному маневру отразил атаку, лично поджег 1 танк и подавил 2 точки ПА.

11.05.44 г. при сильном артиллерийском огне, действуя по переднему краю в районе Делекеу, уничтожил три немецких орудия, склад с ГСМ и рассеял 15 немецких солдат. На личном боевом счету летчика Грошева за 74 боевых вылета числится поврежденными и уничтоженными: 11 танков, 28 автомашин, 1 паровоз, 17 орудий ПА, 3 склада с боеприпасами и ГСМ и более 50 солдат и офицеров противника…».

От стен Сталинграда и берегов Дона, через Поволжье, Украину, Молдавию, по долинам Дуная, через Балканские горы, до Софии, Белграда, Будапешта и центральной части Альпийских гор – таков славный боевой путь войск Юго-Западного (впоследствии – 3-го Украинского) фронта, в состав которого входила и 17-я воздушная армия.

Жизнь на фронте шла своим чередом. В начале августа 1944-го фронты получили директиву Ставки на подготовку и проведение Ясско-Кишиневской операции.

К назначенному сроку большая и напряженная подготовительная работа завершилась. Авиация 17-й воздушной армии в полной боевой готовности ждала приказа командующего войсками фронта о начале боевых действий.

Всю операцию по освобождению Молдавской ССР начиная с 20 августа Грошев провел в боях как ведущий группы. На счету его звена – более 50 вылетов и ни одной потери ни в личном составе, ни в технике.

Из наградного листа: «20.08.44 г. выполняя боевое задание ведущим в составе 6 ИЛ-2 южнее Бендеры, в результате точного бомбометания группой и последующих штурмовых ударов из стрелково-пушечного вооружения на 4-х заходах, группа уничтожила 1 танк и 7 автомашин».

С утра 21 августа бои приняли особенно ожесточенный характер. Противник неоднократно переходил в контратаки, но наступательный порыв советских воинов на земле и в воздухе был неудержим. Тогда с боевого задания не вернулись пять экипажей.

24 августа при штурмовке живой силы и техники противника в районе Луганешти-Васильян Грошев с бойцами поджег склад с горючим, 3 автомашины и целый взвод пехоты врага.

Сейчас, когда над головой синее небо с белыми барашками, сложно представить, какая мясорубка творилась в небе, которое заполонили «Илы» и «Яшки», «Мессершмиты» и «Юнкерсы».

Советское командование умело использовало выгодную конфигурацию линии фронта и слабое обеспечение флангов группировки противника. По замыслу операции, войска 2-го и 3-го Украинских фронтов ударами с севера и востока на двух, далеко отстоящих друг от друга участках должны были прорвать оборону противника. Затем, развивая наступление по сходящимся к району Хуши, Васлуй, Фэлчиу направлениям, окружить и уничтожить основные силы группы армий «Южная Украина» и наступать вглубь Румынии. И им это удалось.

За короткий срок полностью была разгромлена группа армий «Южная Украина», уничтожено 22 немецкие дивизии, разгромлены почти все румынские дивизии, находившиеся на фронте. Немецкая оборона на южном крыле советско-германского фронта рухнула, создались благоприятные условия для победы восстания румынского народа против прогерманского диктаторского режима, Румыния вышла из войны на стороне Германии и 24 августа объявила ей войну. Дорога на Балканы была открыта.

К февралю 1945 года лейтенант Анатолий Грошев уже командовал звеном 995-го штурмового авиаполка 306-й штурмовой авиадивизии 10-го штурмового авиакорпуса 17-й воздушной армии 3-го Украинского фронта. К тому времени он совершил 120 успешных боевых вылетов на штурмовку и бомбардировку скоплений вражеских войск и оборонительных укреплений, нанеся противнику большой урон.

А в июне он принимал поздравления с присвоением высшего звания Героя Советского Союза.

После окончания войны рыбинец прослужил в Советской армии еще почти 30 лет. В 1951 году окончил Краснодарскую высшую школу штурманов. В отставку вышел в звании полковника, в 1974 году. Жил и работал в Минске. Анатолия Грошева не стало 10 мая 1988 года.

Источники: порталы «История.РФ», «Подвиг народа», литература: «Герои огненных лет. Ярославль», Кузнецов Н.Г. «Курсом к победе», М., 2000

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме