Темы 5 мая 2020

Железнодорожники Рыбинска в войну

По материалу Рыбинского музея-заповедника

Железные дороги — артерии гигантского организма СССР. Их можно назвать полноправным участником Великой Отечественной войны. По ним к фронту летела боевая техника, горючее, боеприпасы, провиант и обмундирование, ехало пополнение.

От мест сражений в госпитали везли раненых. Дальше от западных территорий увозили заводы и фабрики. В июле-ноябре 1941 года эвакуировали 2593 предприятия, в их числе 2523 крупных завода. Ежесуточно отправлялось до 80 поездов, за три месяца на восток страны ушло 215 тыс. вагонов с оборудованием. Вывозили ценности Эрмитажа, Русского музея, Петергофа и других музеев.

За годы войны на стальные магистрали пришлось более 80% всего грузооборота страны. Все это требовало от железнодорожников напряжения всех сил. Приходилось работать сверх графика, неделями не вспоминать о доме и даже чинить состав прям на ходу. Когда немцы угрожали Москве, железнодорожники Рыбинска работали под прямыми бомбежками, в особо трудных условиях прифронтового участка.

пополнение танкистов отправляется к фронту

В те горькие дни Ярославская железная дорога была одной из немногих, что связывала тыл с фронтом. К примеру, все, что давал тыл осажденному Ленинграду, проходило через Рыбинский узел. Рыбинцам приходилось работать в чрезвычайно сложных условиях, коллектив узла старался обеспечивать нараставшие перевозки войск и военных грузов для Западного, Калининского, Северо-западного фронтов, обеспечивал снабжение важнейших отраслей промышленности тыла.

В 1942 году орденами Трудового Красного Знамени наградили нескольких рыбинских машинистов — за героизм и мужество, проявление при вождении поездов в условиях вражеских бомбежек.

Среди награжденных — Леонид Николаевич Коробков. Тринадцатилетним подростком пришел он в 1917 году в Рыбинское локомотивное депо. Работал слесарем, машинистом паровоза, ревизором по безопасности движения поездов. Машинист Коробков не терпел разгильдяйства и неряшливости, поезда водил точно по графику. Одним из первых в депо начал водить поезда на высоких скоростях. Опытом делился с  молодыми машинистами.

Когда началась война, женщины не побоялись трудностей и заменяли ушедших на фронт мужчин. По стране доля женщин в коллективах железнодорожников доходила до 58%. Многие жительницы Рыбинска тоже пошли трудиться в паровозное депо — машинистами и помощниками машинистов.

Леонид Коробков помог жене Анне Федоровне овладеть специальностью паровозника. Окончив краткосрочные курсы и проработав несколько месяцев помощником машиниста, она сдала экзамены на машиниста и встала на правое крыло паровоза. Коробкова не хуже мужчин преодолевала трудности военного времени, как и мужа, ее наградили значком «Ударник Сталинского призыва». А после войны Леонида Коробкова наградили орденом Ленина.

Ну и куда же без соцсоревнований! Зимой 1943 года коммунисты Рыбинского депо включились в Лунинское движение. Новосибирский машинист Николай Лунин, чье имя прославилось на всю страну, еще до войны предложил новаторский метод. Его бригада сама ремонтировала паровоз без заходов в депо, а тяжеловесные  составы они водили на высоких скоростях.

В Рыбинске тоже создали колонну передовиков, назвали Сталинской, и включили в нее лучших машинистов  и кочегаров. Колонна вела борьбу за выполнение плана грузоперевозок, за  максимальный пробег паровозов без ремонта. Среди передовиков были и братья Моченовы — Борис и Леонид. Они стали инициаторами лунинского движения в Рыбинском паровозном депо.

Машинист Леонид Моченов увеличил скорость вождения состава на 7 км/час. А брат Борис стал водить поезда со скоростью 46,7 км/час. За труд в годы войны Леонида наградили знаком «Ударник Сталинского призыва», а Бориса — знаком «Почетный железнодорожник».

Ярославская железная дорога в годы войны успешно справлялась с военными и хозяйственными перевозками. Труд коллектива железной дороги высоко оценили. Девять раз железнодорожникам присуждали переходящее Красное Знамя ГКО и десятки раз переходящее Знамя КПСС и ВЦСПС.

Эта высокая оценка в полной мере относится и к коллективу Рыбинского железнодорожного узла.

коллектив Рыбинского депо

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме