Главное Темы 3 июня 2020

История одного предприятия. Прорыв

Продолжаем рассказывать историю развития транспорта в Рыбинске

Предыдущая история

Автобус ЗиС-5-8 на проспекте Ленина у перекрестка с улицей Пушкина. Фрагмент фото В. Битюцкого, опубликованного 2 октября 1948 года.

3 марта 1948 года в разделе объявлений городской газеты «Щербаковская правда» появилось сообщение:

«С 1 марта 1948 года Автоколонной № 89 открыто постоянное автомобильное пассажирское движение по следующим маршрутам:

Маршрут № 1 – машиностроительный завод – Копаево, с остановками: Пролетарская улица, речной техникум, улица Куйбышева, мехзавод № 3, с выходом автобусов на линию с 6 час. 30 м. до 18 часов.

Маршрут № 2 – водный вокзал – больничный городок, с остановками: Пролетарская ул., кино «Центральный», ул. Кольцова, машиностроительный завод, с выходом автобусов с 7 ч. до 21 ч. 25 м.

Маршрут № 3 – водный вокзал – Переборы, с остановками: ул. Пушкина, машиностроительный завод, Веретье, Макарово, с выходом автобуса на линию с 7 ч. до 22 ч. 45 м.

Маршрут № 4 – Щербаков – Углич, с местом посадки у кладбища за железнодорожным вокзалом, с остановками: Николо-Корма, Мышкин, с выходом автобуса в 9 ч. утра.

Маршрут № 5 – Щербаков – Пошехонье-Володарск, с местом посадки за р. Волгой, ул. Коллективизации, с остановками: Милюшино, мост реки Ухры, с выходом на линию в 15 часов».

К двум действовавшим постоянным маршрутам – городскому до Перебор и междугородному до Углича – добавились сразу три. Правда, маршрут до Пошехонья следует признать не новым, а возобновленным. Тем не менее это был действительно прорыв в пассажирских перевозках Рыбинска. И главная причина – поступление в Автоколонну № 89 шести автобусов типа ЗиС-8, переоборудованных в Ярославле из грузовиков ЗиС-5.

Спустя ровно месяц, 3 апреля 1948 года, сообщение появилось снова, только с несколькими изменениями. Маршрут № 1 стал начинаться от Пролетарской улицы и работать до 22 часов. Маршрут № 2 продлили от больничного городка до катерозавода, остановку «Ул. Кирова» заменили на остановку «Ул. Кольцова», время работы удлинилось до 22 часов. Время работы маршрута № 3 также увеличилось с 22 час. 45 мин. до 24 часов. Автобус на Углич стал отправляться из Рыбинска на 1 час раньше – в 8 утра. Поменял время отправления рейс на Пошехонье-Володарск – вместо вечернего в 15 часов стал выполняться утренний в 9 часов.

Очевидно, что изменения были внесены после месяца эксплуатации маршрутов и учитывали в том числе пожелания пассажиров.

С 1 марта 1948 года в Рыбинске было положено начало существующей нумерации городских маршрутов. Автобусный маршрут в Копаево и по настоящее время номер один, маршрут в Переборы – номер три.

К 1 сентября автобусов на маршруте № 3 стало еще больше – пять. Случайно или нет, что именно в этом направлении развивалось автобусное движение в Рыбинске, но только 4 апреля 1949 года приступил к работе кабельный завод, а 8 апреля 1950 года – завод гидромеханизации.

Проезд по всей длине маршрута стоил 2 руб. 60 коп. Минимальная плата – 2 рубля. За 2 рубля можно было проехать от водного вокзала (это нынешняя Соборная площадь) до поселка Веретье или же всего одну остановку. Такая тарифная система вызывала непонимание у пассажиров, привыкших оплачивать проезд пропорционально расстоянию.

В наступивший летний сезон 1948 года стали поступать сообщения о том, что много пассажиров-огородников ожидают попутного транспорта на дорогах к бумажной фабрике и к дому отдыха им. Воровского. Автобусного движения там нет, а «на линии Щербаков – Углич под автобус приспособлен обыкновенный трехтонный грузовик. В таком «автобусе» трясет, как на решетах молотилки».

В результате появился еще один, шестой по счету, автобусный маршрут. «Щербаковская правда» 22 июня известила своих читателей заметкой «Новая автобусная линия»:

«В связи с открытием пионерских лагерей в районе дома отдыха имени Воровского и усилившимся притоком отдыхающих в местные дачи, горисполком предложил автоколонне открыть с 23 июня новую автобусную линию: улица Пролетарская – дом отдыха им. Воровского. Автобусы будут курсировать с 7 часов до 20 часов с остановками: речной техникум, пивзавод, деревня Суховское».

С окончанием сезона пионерских лагерей и дач автобус на маршрут перестал выделяться. Однако 5 ноября в газете появилась заметка «Почему перестал курсировать автобус?». Ее автор так описал работу маршрута: «Автобус до дома отдыха имени Воровского ходил без расписания. Соберутся пассажиры на улице Пролетарской и гадают, придет автобус или не придет? Часто они отправляли делегатов к начальнику гаража автоколонны с просьбами выделить машину до дома отдыха. Иногда это помогало, но теперь по этой линии автомашины совсем перестали ходить».

Надо сказать, что на маршруте до дома отдыха имени Воровского обозначились два проблемных места – мост через р. Черемуху у пивзавода и дорога у мясокомбината – прежнего, располагавшегося в начале современного проспекта Генерала Батова. У моста быстро приходил в негодность деревянный настил, а дорога весной и осенью быстро приходила в непроезжее состояние. По этим причинам в ближайшие несколько лет движение по маршруту неоднократно прекращалось.

Областной автотрест стал активно поддерживать свои предприятия. Автоколонне № 89 на переоборудование гаража было отпущено 30 тысяч рублей, составлен проект на строительство нового гаража в будущем году. А еще в Ярославле была организована Центральная ремонтная мастерская треста с производственной площадью 1088 кв. метров. В 3-м квартале 1948 года она приступила к работе – стала производить дефицитные запчасти и крепеж по 33 позициям. С 4-го квартала 1948 г. началось освоение капитального ремонта двигателей марки ЗиС-5.

Свою лепту в улучшение транспортного сообщения Рыбинска с другими городами внесли железнодорожники – с 17 мая 1948 года было восстановлено беспересадочное сообщение по маршруту Щербаков – Москва, которое было прекращено в начале войны. Интересно, что поезд следовал через Ярославль с отправлением ежедневно из Щербакова в 5.35, прибытием в Москву в 16.30, отправлением обратно в 10.30. В Щербаков поезд прибывал в 23.35. Таким образом, время в пути составляло около 11 часов в Москву и около 13 часов – обратно. Для стыковки московского поезда с пригородным в сторону Сонково последнему изменили время отправления из Щербакова с 22.20 на 23.50. Как было заявлено, «таким образом, пригородный поезд будет увозить всех по окончании работы театров и садов города».

Для удобства горожан пассажирские поезда по линии Щербаков – Переборы стали отходить непосредственно от пассажирской станции Рыбинск. До этого они отходили от волгостроевской железнодорожной станции «Примыкание», которая находилась значительно дальше от города.

Необходимым жизненным атрибутом горожан стали часы – чтобы не опаздывать на работу и транспорт. В трудное послевоенное время немногие могли себе позволить иметь наручные часы, поэтому особым вниманием пользовались часы уличные.

В июне 1948 года заканчивались работы по восстановлению самых высоких часов в городе. Как сообщила «Щербаковская правда», «на здании бывшего собора часы будут отбивать каждые четверть часа, полчаса и час. На машиностроительном и на третьем механическом заводах были изготовлены многочисленные детали и в том числе 11 шестерен».

Константин Мишин. Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Ольга Семёновна Корина 12:25 | 3 Июнь 2020

Отличная статья , спасибо Вам Константин за интересные истории из жизни нашего города !
Ждём продолжения !

Наталья 20:34 | 3 Июнь 2020

Согласна! Очень нравится сериал. Читаю всё! С нетерпением жду продолжения. Спасибо!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме