21 (8) июня 1907 года в газете «Русское слово» выходит сообщение:
«Аресты и обыски
РЫБИНСК, 7, VI. В селе Балабанове арестован дьякон Восторгов и гимназисты Сперанский и Восторгов. У дьякона открыта нелегальная типография.
Начальник Ярославского охранного отделения Гинсбург писал об этом случае, «когда филерами была проявлена особая сообразительность и обдуманная осторожность».
Его текст приводит В.С. Измозик в своем исследовании «Жандармы России».
«В конце мая 1907 г. мною были получены агентурные сведения о нахождении в селе Балабанове (современное написание — Балобаново), в 13 верстах от Рыбинска, тайной типографии рыбинской организации Р.С.Д.Р.П., типография должна была помещаться в особом подполье в церковном доме, занимаемом дьяконом Восторговым.
Для разработки этих сведений, а частью и для проверки их мною командированы были два филера отделения, которые, почти не показываясь днем на улицах села и объяснив любопытным о цели своего прибытия в село Балабаново закупкой хлеба для хозяина-подрядчика, в течение почти двухнедельного срока, по ночам из-за изгороди огородов наблюдали за домом дьякона Восторгова.
Несколько раз наблюдению удалось заметить приезд на лодках к селу молодых людей со свертками, а также подозрительный свет в светелке дома, который появлялся в неурочное ночное время, и, наконец, ими было обращено также внимание на промелькнувший раза два огонек в нижних отдушинах дома. Все эти мелочные данные в связи с указаниями агентуры и дали мне возможность ликвидировать в ночь на 6 июня типографию названной выше организации».
19 января 1908 года в газетах вышло сообщение:
«За принадлежность к преступному сообществу и устройство тайной типографии судебная палата приговорила бывшего диакона Восторгова к ссылке на поселение, его сына гимназиста — в тюрьму на 1 1/2 года, бывшего нотариуса Мочульского, за распространение выборгского воззвания — на год в тюрьму».
А вот что пишут о том периоде в статье «Социал-демократические организации» Юрий Иерусалимский и Людмила Марасинова:
«В первой половине 1905 года в губернии по достаточно реальным оценкам активистов Северного комитета к РСДРП примыкало 150 рабочих и 100 учащихся. В период первой российской революции 1905—1907 годов ярославские социал-демократы резко активизировали свою работу: организовали ряд демонстраций, маевок, выпустили 173 наименования листовок, около половины из них изданы типографским способом. В связи с нарастанием революционного движения произошли количественные изменения в социал-демократической работе. Увеличилась численность членов РСДРП, реорганизован Северный комитет. В июне 1905 года на конференции в Костроме он был преобразован в три самостоятельных комитета — Иваново-Вознесенский, Костромской и Ярославский. На ней были приняты резолюции в духе решений ленинского 3-го съезда РСДРП.
В губернии его не признала лишь Рыбинская организация. Она одобрила резолюции меньшевистской конференции, проходившей в Женеве одновременно с 3-м съездом. В гу-бернии среди социал-демократов преобладало большевистское влияние. Это видно по персональному составу организаций, содержанию листовок, сообщениям периодической социал-демократической печати. В центральных газетах большевиков в 1905 году было помещено 73 ярославские корреспонденции, а у меньшевиков — 9.
…В отчете Ярославского комитета за июль 1905 года отмечалось, что за этот месяц количество рабочих-членов РСДРП увеличилось со 110 до 150 человек. На значительной части фабрик и заводов Ярославля имелись партийные ячейки, в которых состояло от 5-10 до нескольких десятков человек. Большим влиянием пользовались социал-демократы среди рабочих железнодорожных мастерских. Партийная группа на Урочи насчитывала 80, а при станции Ярославль 50 членов. Самой многочисленной была организация на Ярославской Большой мануфактуре — около 300 человек. В начале 1907 года по некоторым сведениям в Рыбинской организации насчитывалось 504 человека.
Ярославский комитет держал связь с первичными ячейками через 5 районных комитетов (в 1906 — 4). Состоявшие при комитете Рыбинская, Ростовская и Вологодская (в сентябре 1906 года вышла из состава Ярославского комитета) группы работали в основном самостоятельно, но связь с Ярославлем поддерживали активно.
После 3 июня 1907 года были разгромлены военная организация Ярославского комитета РСДРП, подпольная типография Рыбинской организации в дер. Балобаново, группы в Ростове, Романове-Борисоглебске, Гаврилов-Яме и т.д. Лишь в ноябре 1908 года в губернии появились экземпляры печатного органа Ярославского комитета РСДРП — газеты «Северный рабочий», отпечатанные в подпольной типографии в Великом Устюге. Вскоре она прекратила работу из-за опасения провала и нехватки средств.
В 1912 году в городах Ярославле и Рыбинске существовали лишь несколько небольших кружков. В 1913-м в Ярославле начала работать «пятерка» — фактически городской комитет РСДРП. Социал-демократическая организация окрепла в ходе Первой мировой войны и после Февральской революции. С мая 1917 года с формальным объединением большевиков и меньшевиков в Ярославской организации было покончено.
27 октября 1917 года большевики взяли власть в губернском центре. На заседании Совета в Доме народа, бывшем губернаторском особняке (ныне Волжская набережная, 23 — здание ЯХМ), за предложение большевистской фракции о переходе власти в руки Совета было подано 88 голосов, против 46, воздержались 9».