Темы 22 июня 2020 10:00

Полковой командир

Продолжаем рассказывать о рыбинцах – героях Великой Отечественной войны

Николай Баранов ушел воевать на фронт в 41 год. К этому времени у него уже имелся опыт воинской службы – 19-летним парнишкой-добровольцем он участвовал в боях с белогвардейцами в Гражданской войне.

Его родного села Дерябино Мологского района давно нет на карте. Почти полвека нет и самого Николая Баранова, командира полка, взявшего штурмом Сапун-Гору и Севастополь. Вспомним его подвиг.

Закавказский, 4-й Украинский, 1-й Прибалтийский. Баранов сражался на фронтах с первых дней Великой Отечественной войны. В конце 42-го он, будучи старшим батальонным комиссаром, воевал на реке Дон вместе с рядовыми бойцами. Тогда Николай получил свою первую награду – медаль «За отвагу».

Летом 43-го, когда на Тамани шли ожесточенные бои, подполковник Баранов командовал 1372-м стрелковым полком (417-я Сивашская стрелковая дивизия, 51-я армия, 4-й Украинский фронт). Противник упорно шел в атаку, пытаясь прорваться к стратегически важным высотам. Оборону приходилось держать сутками напролет. Уже после войны одну из высот назвали Сопкой Героев.

В сражении за хутор Горновеселый на Кубани полк прорвал сильно укрепленную оборону немцев, уничтожил до двух батальонов пехоты, танк, самолет, захватил три исправных полевых орудия. Николай был ранен, но остался в строю. А спустя два месяца ему с бойцами пришлось за три дня пройти 200 километров. Совместно с другими частями 417-й стрелковой дивизии полк Баранова с ходу ворвался и освободил город Каховка Херсонской области.

Ставка ВГК приступила к тщательной подготовке нового наступления, получившего название Крымской стратегической операции. Она планировалась на апрель 1944 года. Для решающего удара Красная Армия сосредоточила две группировки. Основной из них стал 4-й Украинский фронт.

Немцы построили сильную оборону. Так просто отдавать город, который брали 250 дней, они не собирались. Но наши бойцы не лыком шиты. Опыт и решительность командиров сыграли свою роль. Сюрпризы сыпались на немцев один за другим.

Артиллерийское наступление было для них неожиданным. После кратковременного артиллерийского обстрела в атаку шла лишь небольшая часть солдат. Они выставляли перед собой чучела красноармейцев, имитируя генеральный штурм. Едва немцы возвращались на свои позиции, как их накрывал новый артиллерийский шквал огня. Фашисты терпели колоссальные потери. Всего за первые два дня советским войскам удалось прорвать оборону противника и ввести в действие  19-й танковый корпус, завершивший оперативный прорыв немецкой обороны.

Немцы, боясь окружения, стали отходить с Керченского полуострова. Уже к 16 апреля наши войска вышли к Севастополю. Но взять город сходу не вышло.

В период освобождения Крыма и Севастополя весной 1944-го подполковник Баранов продолжал командовать 1372-м стрелковым полком 417-й стрелковой дивизии в составе  51-й армии. Полк был на передовой. 8 апреля войска форсировали Сиваш. На следующий день по приказу Николая Баранова штурмовые группы ликвидировали проволочные заграждения и открыли мощный огонь по врагу, следом перешли в наступление стрелковые части, в результате было захвачено село Томашевка и механизированные части смогли выйти на оперативный простор. За умелое руководство войсками в атаках на Сиваше командир полка был удостоен ордена Суворова III ст., а 417-я стрелковая дивизия получила почетное наименование «Сивашская».

Командир уделял большое внимание воспитанию высоких моральных и боевых качеств солдат и офицеров. В полку Баранова выросло пять Героев Советского Союза.

Штурм Севастополя начался 5 мая 1944 года. Господствующее положение в немецкой обороне принадлежало позициям на Сапун-Горе. Несколько дней шла тщательная разведка местности.

На подступах к городу враг создал мощную, глубоко эшелонированную оборону, в которой ключевую позицию занимала Сапун-Гора. На ее крутых восточных склонах с отвесными скалами гитлеровцы оборудовали четыре линии траншей, построили доты и дзоты, железобетонные укрытия и блиндажи, установили проволочные заграждения, а долину у подножия горы превратили в минное поле. Всюду противотанковые пушки, зенитки, гаубицы. Полоса местности шириной до 12 километров была у немцев как на ладони. Гитлеровское командование требовало удержать Севастополь любой ценой.

7 мая к штурму подключился полк Николая Баранова.

Из представления к званию Героя Советского Союза:

«Тов. Баранов, зная всю ответственность поставленной перед ним задачи, заранее обдумал план штурма, подготовил несколько ударных групп и штурмовых отрядов, вывел на передний край всю свою полковую артиллерию, и 7 мая 1944 г. после двухчасовой огневой подготовки завязал сильный огневой бой с яростно сопротивляющимся противником, уничтожая фланговые уцелевшие огневые точки врага.

В 14.00, после троекратной рукопашной схватки с контратакующим противником, полк ворвался в первую линию траншей, а ударные группы и штурмовые отряды с левого фланга горного хребта вошли в тыл противника, завязав бой и создав панику среди войск противника. Было уничтожено 10 дотов, 15 дзотов, 30 огневых точек и до 700 фашистских солдат и офицеров».

Из воспоминаний участника освобождения Севастополя, Маршала Советского Союза П.П. Кошевого: «…Во время штурма Сапун-Горы Николай Васильевич умело организовал управление полком, располагаясь так, чтобы хорошо видеть, как действуют подразделения. Он всегда мог появиться на поле боя, чтобы личным примером воодушевить бойцов. Такой именно момент возник при штурме третьей позиции противника, когда борьба достигла наибольшего напряжения. Заметив, что враг отражает лобовые атаки, командир полка решил сманеврировать. Он собрал в кулак штурмовые подразделения, возглавил их и на левом фланге лично повел на штурм позиции. Ударные подразделения пробились вперед, охватили противника и проникли к нему в тыл. Этот маневр ошеломил врага. Он вынужден был попятиться. Этим воспользовались подразделения, наступающие в лоб: они усилили натиск и значительно приблизились к гребню горы…».

К вечеру Сапун-Гора была отвоевана. Так на ней появился первый красный флаг с надписью «Славу Сиваша пронесем до Севастополя!». И они пронесли. Наступали стремительно, не оставляя врагу ни малейшей зацепки.

В юго-восточном направлении города Баранов на машинах и танках выбросил десант и у самых ворот города преградил путь отступающему противнику. Трофеями полка стали 11 автомашин, 25 орудий, 27 пулеметов, 200 автоматов и другое вооружение.

Остатки немцев бежали на мыс Херсонес. Но и тут их добивали прицельным огнем артиллерии, танков, авиации. Все корабли, на которых могли бы спастись гитлеровцы, наши бомбили с воздуха. Тысячи фашистов ушли под воду вместе с судами.

9 мая город был полностью освобожден.

Освободив Крым, дивизия передислоцировалась в Прибалтику. Здесь тоже было жарко. В боях за город Шяуляй полк Баранова стремительным ударом захватил аэродром с семью самолетами. Большая группа офицеров армии вермахта попала в плен. За удачно проведенную операцию полк был награжден орденом Красного Знамени.

В районе латвийского города Тукумс полк попал в окружение. Пять дней шли тяжелые оборонительные бои. И тут Баранов снова совершил умелый маневр: вывел полк из окружения, да еще и захватил пленных, оружие и грузовые машины.

Осенью 44-го Николаю пришлось попрощаться с армией из-за тяжелой болезни. Отставной подполковник работал секретарем горкома Всесоюзной Коммунистической партии большевиков, заведующим отделом обкома партии на Украине. Жил в Днепропетровске. Работал преподавателем в Днепропетровском горном институте.

Героя не стало 25 июня 1976 года.

За боевые заслуги Николай Баранов награжден орденом Ленина, двумя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 3-й степени, Александра Невского, Отечественной войны I-й степени, медалями. Имя Героя высечено на памятнике на Аллее Славы в Рыбинске.

Источники: портал «Военное обозрение», «Память народа», Яркипедия

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме