Главное Темы 23 июля 2020

Столик свободен

Как кафе Рыбинска выживали в пандемию и на что надеются теперь?
Четыре истории, рассказанные руководителями предприятий общепита

Михаил Пайков, директор арт-клуба «Перекресток» и «Рок-Пельмень Кафе»:

«Порыпались, но все равно пришлось сидеть дома»

– Не работали мы три с половиной месяца. Порыпались-порыпались, но все равно пришлось сидеть дома. Пробовали организовать доставку еды – не пошло. Пытались работать на вынос, установили перед клубом будку-стаканчик – пункт выдачи заказов для автомобилистов, тоже не получилось. Это специфика города. Рыбинск еще не привык к такому формату, и быстро ситуацию не переломить. Теперь этот стакан стоит во дворе клуба – кто-то предлагает приспособить его под раздельный сбор мусора, кто-то – под общественный туалет.

Ко второй волне пандемии мы точно не готовы, потому что и от первой еще не оправились. Мы списали товар, у которого вышел срок годности, не выплатили кредиты, ранее взятые на развитие. Мы недополучили прибыль – примерно 250 тысяч рублей в месяц. Нам еще повезло, что клуб и кафе располагаются в государственном здании, и три месяца арендодатель не начислял нам платежей, кроме коммунальных.

По ОКВЭДам мы попали в список отраслей, пострадавших от пандемии. Обратились за поддержкой через сайт налоговой, и нам дали субсидию на зарплату работникам за апрель и май – по 12130 рублей на человека. Да, такая мера как-то выручает, но все равно это капля в море. Считайте сами. У меня семья, два человека, которые работают здесь же – поваром и барменом. Два раза они получили по семь тысяч (за вычетом отчислений), другого заработка у них нет. Много ли это? А за квартиру платить надо, кредиты возвращать надо. При этом мало у кого, особенно у молодежи, есть сбережения – люди живут сегодняшним днем, от зарплаты до зарплаты. Возможно, кризис научит откладывать на черный день, чтобы можно было продержаться хотя бы два-три месяца.

С 11 июля, как только сняли ограничения, мы открылись. Сейчас народ идет очень даже хорошо для лета. В том году было хуже. Люди соскучились, приходят даже не ради еды, а чтобы пообщаться.

Через пару недель планирую открыть новую летнюю веранду с кухней на гриле в центре города – буду подстраховываться на вторую волну. Может, разрешат работать улицей. Набираем еще семь-восемь человек персонала: поваров, барменов, официантов. На новую точку я взял кредит по льготной программе, под 2 процента – это реально работает. Не страшно ли брать взаймы в кризис? Но другого-то не дано. Если не будешь развиваться в нашем бизнесе, просто не выживешь. Только остановишься – сразу умрешь, поэтому надо работать, смотреть вперед и идти дальше.

 

Иван Лаушкин, руководитель кафе «Шафран», гастропаба «СупBerry»:

«Продал машину – заплатил людям зарплату»

– Сейчас люди хотят вернуться к нормальной полноценной жизни. Потихоньку в кафе возвращаются посетители. Но я замечаю, что поведение изменилось: люди стали рассаживаться подальше друг от друга, дистанцируются. Мы тоже работаем с учетом всех новых требований: обрабатываем столы, дверные ручки, есть антисептики для рук.

Мы были закрыты два месяца, но коллектив получал зарплату. Набрали для этого кредитов. Я продал свою машину – рассчитался с людьми за март, потом за апрель с теми ребятами, кто остался. Позже как пострадавшей отрасли дали субсидию от государства на зарплаты, отсрочки по кредитам. Но на самом деле отсрочки не помогают – долг-то копится.

Штат мы не сокращали, однако в один момент пришлось попросить, чтобы люди сходили в отпуска на месяц. Большое спасибо ребятам, что поддержали меня, никто не подвел. Сами – я имею в виду руководство – без зарплаты четыре месяца.

Раньше мы были в математической формуле, которая позволяла прогнозировать. Сейчас это бесполезно. Но и без статистики понятно, что доходы упали. Люди стали реже ходить в кафе – они экономят, стараются меньше денег тратить на развлечения, потому что завтра их может просто не быть. И я их прекрасно понимаю. К нам сейчас идут в основном приезжие, есть прирост по туристам. С одной стороны, сказалось то, что заграница закрыта, и народ путешествует внутри страны. А с другой – и Рыбинск стал выглядеть привлекательнее.

Откровенно говоря, опасно стало работать. Осенью, как предрекают, будет новая волна коронавируса. Перебороть эту ситуацию один раз – это одно, но постоянно так жить – какой смысл? Если опять введут ограничения для кафе, проще будет продать все и закрыться уже насовсем. Но мы не унываем! Задача стоит – выжить. Правда, насколько нас хватит, неясно.

 

Дмитрий Денисов, директор кафе «Фаэтон-Ланч»:

«Пережили уже не один кризис – переживем и этот»

— Первое, с чем столкнулись во время пандемии — неопределенность. Закрыть нас закрыли, а что дальше делать, не пояснили, не считая указания сохранить заработную плату сотрудникам. Я изначально решил, что людей буду поддерживать, насколько смогу. Коллектив удалось сохранить, все остались на своих рабочих местах.

Я воспользовался государственными мерами поддержки. Хотелось бы получать помощь с первых дней и в большем объеме, но как уж получилось. В любом случае это позволило снизить потери, хоть и ненамного.

Судя по первой неделе после открытия, результат хуже на 30-40 процентов. Фактически работает половина зала – в соответствии с указаниями Роспотребнадзора.

Планы на будущее просты — двигаться дальше! Кафе «Фаэтон-Ланч» работает с 1997 года, за это время было много кризисов. Готовы ли мы к новой волне пандемии и ограничительным мерам? Опыт есть, а выбор невелик. Закрываться точно не планируем.

 

Полина Трусова, руководитель кафе «Луиджи»:

«Неделю все начальники работали почти бесплатно»

– Закрылись мы 27 марта, думали, что на неделю. Воспользовавшись остановочным периодом, помыли, починили, что было необходимо. Потом вызвали на работу всех начальников и решили открыть кафе. Но поскольку на доставку мы никогда не работали, организовать ее быстро было невозможно, поэтому мы просто работали на вынос и продавали кофе. Неделю руководители работали почти бесплатно, и было неизвестно, сумеем ли мы им заплатить. Сотрудники отнеслись к этому с пониманием. Все прошло достаточно успешно. Несмотря на то, что у нас не было доставки, люди сами приезжали и забирали заказы. Спрос был, и через неделю мы трудились уже всем коллективом. Конечно, работали меньше часов, денег получали тоже меньше, но все равно больше минималки. А потом получили и субсидию на зарплаты. Нас спасает еще и то, что помещение в собственности, а не в аренде. Иначе было бы гораздо тяжелее.

Но все равно кафе работало без прибыли, и мы как учредители никаких денег не получали. Но самое главное – нам удалось сохранить коллектив, мы никому не остались должны, заплатили зарплату, за коммуналку, даже налоги. Благодаря нашим сотрудникам мы справились!

Из опыта регионов, где ограничения были сняты раньше, было понятно, что, как только откроются кафе, будет аншлаг. Чтобы обеспечить дистанцию, мы убрали из зала два стола, остальные раздвинули. Народу сейчас идет много. Очень много приезжих, новых лиц. Пока все хорошо. Мы просим гостей пользоваться антисептиками, по возможности стараемся мерить температуру бесконтактным градусником. Никто не спорит с этим. Но и в масках, конечно, никто не сидит.

Если будет вторая волна коронавируса, попытаемся идти уже привычным путем – работать на вынос. Но что будет с финансами у людей, насколько кафе будут востребованы, сказать сложно. И это будет испытание пожестче.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме