Темы 26 июля 2020

Исторический веломаршрут

Он проследует к родине одного из первых велосипедистов Рыбинска

Художник Евгений Бахвалов

Идея создать новый веломаршрут принадлежит Асель и Максиму Царевым, руководителям сети велопрокатов «Амакстур». На этот раз рыбинцев и туристов пригласят на велопрогулку до деревни Спас, что на левом берегу Волги. Там их ждут экскурсия и погружение в историю вековой давности.

— Людям интересно путешествовать на велосипеде не просто так, а к какой-то цели. Вот приезжаешь ты в конечную точку маршрута и узнаешь там что-то новое, интересное, связанное с историей края. Планировать веломаршрут в Спас мы начали еще в прошлом году, до пандемии. Пригласили в партнеры парк-отель «Спасское», и они охотно нас поддержали.

Деревня Спас в качестве исторической коды велопрогулки была выбрана неслучайно. Здешние места связаны с именем предводителя рыбинского уездного дворянства Иллиодора (Лиодора) Хлебникова. Личность эта была незаурядная – один из первых в Рыбинске он пересел с лошади на велосипед. В свои 53 года потомственный дворянин с окладистой бородой стал казначеем первого в Рыбинске кружка любителей велосипедной езды. Он стоял у истоков местного велодвижения, история которого началась в нашем городе 125 лет назад.

«Днем открытия кружка считается 9 июля 1895 года. В этот день состоялось учредительное собрание рыбинских любителей велосипеда. Кружок стал первой физкультурно-спортивной организацией в истории Рыбинского края», – писал историк Александр Козлов.

Из устава кружка, утвержденного аж заместителем министра внутренних дел Российской империи Николаем Шебеко, явствовало: «Кружок имеет целью служить центром взаимного сближения лиц, любящих езду на велосипеде и вообще сочувствующих этому виду спорта».

Председателем кружка назначили еще одного горячего поклонника велосипедов – Сергея Михалкова, владельца знаменитой усадьбы Петровское, предводителя дворянства Рыбинского уезда, а чуть позже – и всей Ярославской губернии. Распорядителем кружка, то есть организатором его деятельности, выбрали рыбинского городского голову, купца, потомственного почетного гражданина Константина Лытикова.

Иллиодор (Лиодор) Хлебников

Как мы видим, новому виду спорта благоволили прогрессивно мыслящие сливки тогдашнего общества. Впрочем, это легко объяснимо. На рубеже веков позволить себе велосипед мог только очень обеспеченный человек, велоспорт оставался развлечением богатой элиты. В Ярославле новинками двухколесной техники торговала фирма «Р. Каатц» на Власьевской улице (сейчас ул. Свободы). «Стоимость велосипедов у мадам Каатц начиналась от 90 рублей (упаковка бесплатно). Учитывая, что годовой заработок ярославского рабочего составлял в среднем 200 рублей, а плата за обучение в Демидовском юридическом лицее не превышала 40 рублей в год, можно догадаться, насколько дорогим удовольствием оказывался велосипед для наших прадедов», – отмечает автор статьи о первых велосипедах в Ярославской губернии в журнале «Элитный квартал» Мария Александрова.

В конце XIX века велосипед на дороге был редкостной диковиной. Повстречать на своем пути всадника на железном коне было настоящим событием, достойным освещения в прессе. «И в нашем богоспасаемом городе блеснул луч цивилизации в виде велосипедного спорта. У нас появился необыкновенный всадник, быстро перемещающийся ни пешком, ни на лошади. «Что за диво, говорят жители, уж не нечистая ли сила пошаливает!» – так житель Мологи описывает свою встречу с прогрессом в газете «Ярославские губернские ведомости» за 1889 год.

28 июля 1895 года ярославский вице­губернатор утвердил правила для членов велосипедного кружка. «По сути, это были первые в истории Рыбинска и Рыбинского уезда Правила дорожного движения», – пишет Александр Козлов. Согласно этим правилам велосипедисты – при всей своей «элитарности» – отнюдь не были королями дорог. Приоритет оставался за извозчиками. Так, при наличии на улице конных экипажей велосипедистам дозволялось ехать по одному в ряд, с расстоянием между едущими в три велосипеда. И только при отсутствии экипажей – по двое и более в ряд. Пересекать дорогу конному экипажу можно было, обогнав его не менее чем на 10 саженей (примерно на 21 метр). Один из пунктов правил гласил: «Если лошадь при встрече с велосипедом даст признаки испуга, следует снизить скорость, успокаивая словами животное и, в случае требования кучера, немедленно сходить с велосипеда».

Единственное, в чем владельцы велотехники были уравнены с извозчиками, так это в налогах. И те, и другие облагались сбором 1,5 рубля в год. В случае неуплаты велосипед терял номерной знак, а вместе с ним и право колесить по городским улицам.

В рыбинском велосипедном кружке к новому спорту активно приобщались женщины. На известной фотографии, сделанной в конце 1890-х годов в усадьбе Петровское, с велосипедами запечатлены Агриппина Михалкова, супруга председателя велокружка Сергея Михалкова, и Надежда Хлебникова, дочь Иллиодора Хлебникова. Участниками велосообществ в Ярославской губернии устраивались дружеские велопрогулки, соревнования, публичные лекции, экскурсии.

Спустя 125 лет традиция возобновляется. Активисты велодвижения из «Амакстур» объединяют любителей двухколесного спорта. К счастью, в наши дни велосипед – больше не предмет роскоши, а вполне доступное средство передвижения, просвещения, источник здоровья и хорошего настроения.

А проехать с ветерком по историческим местам в деревню Спас можно будет уже в августе – после того, как организаторы нового веломаршрута согласуют его в ГИБДД.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Пожилой велолюбитель 16:37 | 26 июля 2020

Ждём-с.

Олег 19:37 | 26 июля 2020

а причем тут ГИБДД? велодорожки будут?

    Андрей Борисович 14:17 | 3 августа 2020

    Не смешите!

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме