Визуальный шум в городе: зачем он нам нужен, и как с ним бороться?
Городское пространство складывается из тысячи мелочей. Одни нас радуют, другие огорчают. И если первые значительно чаще попадаются нам на глаза, пространство можно считать удобным, красивым, современным.
Впрочем, прав тот гений, однажды сказавший, что мелочей не бывает. Как в эффекте бабочки, махнувшей крыльями в Айове и вызвавшей тайфун в Техасе, мелочи создают нашу жизнь и все, что ее окружает. Мимолетный и кажется незначительный факт, случившийся утром, может испортить нам настроение до вечера. А может наоборот улучшить.
К таким мелочам, способным сделать нашу жизнь лучше, стоит стремиться в организации городского пространства.
Выступить против рекламы – все равно, что срубить сук, на котором сидят торговля и сфера услуг. Но мы попытаемся. Потому что реклама – не только двигатель всего продающегося. Она должна быть прекрасной, как и качество услуг, ею продвигаемых.
Обращали ли вы внимание на наш общественный транспорт? Не как пассажир, а как эстет и ценитель прекрасного?
Вот проехал мимо вас троллейбус, оклеенный рекламой нижнего белья. Или пластиковых окон. Или гинекологического кабинета. Красиво? Удобно? Практично?
А вот автобусы. Они скромнее. Неброские рекламы банковских кредитов, размещенные на не самых чистых бортах. Эстетично? Улучшит вам это настроение с утра? Сподвигнет на взятие в долг к вечеру?
Впрочем, речь не об эффективности рекламы на транспорте. Городские улицы – общественное пространство, и они должны подчиняться идее. Например, идее организации городской среды, как удобного, простого и безопасного места обитания людей числом почти двести тысяч. Не каждому срочно необходимо нижнее белье и банковский кредит. И не все готовы бежать за пластиковыми окнами. Не говоря уже о том, как реклама на бортах троллейбусов небезопасно – она вполне может отвлечь водителя от дороги и привести к аварии.
Пойдем дальше. Красные, голубые, желтые – каких только цветов радуги не предстают нам машины рыбинского общественного транспорта! Порой на ржавых боках – неопределенные разводы. Порой цвет трудно читается под слоем грязи. Тут уж не до эстетики восприятия.
Серьезно взялись за эстетику пассажироперевозок в Тверской области. Помимо требований к соблюдению графиков движения, там ввели требования к внешнему виду машин. Провели конкурс на дизайн автотранспорта, посоветовались с жителями. И выбрали вариант, который устроил всех.
Спросите – устроил ли он самих транспортников? И мы ответим: их мнение – не самое главное. Главное – желание жителей жить в красивом удобном городе, где все продумано до мелочей и нет лишнего визуального шума.
По этому же пути пошла и столица. Предложенные дизайнерами варианты критиковались коллегами и жителями, но в конечном счете на московские дороги вышли синие автобусы, троллейбусы и трамваи с единым логотипом.
За рубежом единый дизайн транспорта – дело обычное. Всему миру известны лондонские даблдекеры – двухэтажные автобусы, все как один красные.
Весь общественный транспорт Варшавы оформлен в едином стиле, разработанном в 2017 году. Здесь главной графической идеей стало совмещение трех элементов: герба Варшавы, круга, как символа общества, и буквы «t», означающей «транспорт». Фирменным цветом стал красный, один из цветов государственного флага Польши.
Снаружи и внутри польских транспортных средств запрещена реклама — уровень визуально шума максимально снижен.
Отдельный разговор – дизайн всей транспортной системы. Остановочные павильоны, информационные аншлаги, таблички с расписанием – все эта наряду с внешним видом машин в идеале должно подчинять единой системе.
Что эта система должны учитывать? Постоянные стрессы, в которых находится современный человек, окруженный большим количеством информации, на которую ему необходимо реагировать. Транспортная система должна «разговаривать» с человеком. Незаметно и эффективно. Для этого она должна иметь унифицированную систему знаков, цветов, схем, шрифтов.
Практичность, утилитаризм, простота восприятия, красота – такими целями руководствуются города, ведущие работу в этом направлении.
Рыбинск пока только задумался о том, что общественный транспорт – это часть городско среды, способной или раздражать человека, или работать на удобство и простоту восприятия. Но дайте срок – и в нашем городе выберут единый стиль, шрифт и цвет для автобусов, троллейбусов, остановок и информационных табличек. И визуального шума у нас будет меньше, а радостных мелочей — больше.