Темы 12 августа 2020

История одного предприятия. 4+3+2

Продолжаем рассказывать о развитии транспорта в Рыбинске

Предыдущая история

Площадь Маяковского. Посадка в автобус ЗиС-155 маршрута № 2 «Автостанция – Старый поселок». Фото из группы ВК «Советский Рыбинск»

4+3+2. По современной классификации автобусных маршрутов именно столько было городских, пригородных и междугородных маршрутов к июлю 1951 года. Для сравнения: в 1946 году – 1+0+2, с 1 марта 1948 года – 3+0+2.

К 1 февраля 1952 года сеть маршрутов была согласована Щербаковским горисполкомом и приобрела более-менее законченный вид из девяти маршрутов.

Маршрут № 1 «Автостанция (пл. Маяковского) – Ошурково». Иногда конечной точкой называли «Копаево», что указывало на направление следования автобусов. К тому же Копаево было более известным названием, чем Ошурково. Строго говоря, еще до 1917 года «местечко Копаево» означало территорию на берегу Волги, где располагались склады «Товарищества братьев Нобель».

Это местечко вошло в состав города Рыбинска раньше всех из деревень восточного направления – в 1929 году. Логиново, Оленинское, Ошурково, Осипово стали городскими территориями в 1934 году и оказались присоединенными к Копаево.

Таким образом Копаево разрослось вширь, а его изначальная территория примерно соответствует современному микрорайону имени Кирова. Ну, а конечную остановку первого маршрута обозначали тогда как «поселок Ошурково», что на Ярославском тракте.

До существующей сейчас конечной остановки «Буксирная улица» автобусы добраться не могли – не было дороги. Мельзавод № 12 (в настоящее время – Рыбинский мукомольный завод) начиная с 1948 года принимал на себя обязательство построить «шлаковую дорогу от предприятия до Ярославского тракта». В 1950 году руководство завода сообщило, что «в связи с заболоченностью участка необходимо строить не грунтово-шлаковую дорогу, а с каменным настилом. В плане организационно-технических мероприятий завода на 1951 год предусмотрены средства на постройку такой дороги». И строительство затянулось на несколько лет.

Асфальта на Ярославском тракте не было. Булыжная мостовая быстро приходила в негодность, изобилуя ямами. Особенно плохо было у элеватора и от механического завода до подстанции – ломались рамы автобусов, от перекоса кузова стекла салона не выдерживали. Мост через Уткашь находился в аварийном состоянии. Зимой, даже при небольшом снегопаде, дорога от школы № 11 до Ошурково становилась для автобусов совсем не проезжей.

На маршруте с 6.00 до 22.00 работало три автобуса. Расстояние в оба конца – 13,8 км. Время в пути – 20 минут, но из-за плохого состояния дороги и простоя на железнодорожных переездах путь в одну сторону занимал 30-40 минут, что вызывало жалобы пассажиров. Тем не менее маршрут пользовался популярностью. Развитие относительно нового электроремонтного завода (впоследствии – завод «Магма»), который находился на половине пути между ближайшими остановками «ул. Куйбышева» и «Механический завод» (станкостроительный), потребовало в августе 1950 года ввести остановку у этого завода.

Маршрут № 2 «Автостанция – лесозавод «Свобода». С 6.00 до 22.00 работало три автобуса. Расстояние в оба конца – 13,6 км. По современным представлениям путь от Соборной площади до ЗАО «Свобода» прост: Крестовая – Серова – Гражданская. Но представьте, что асфальтированных проезжих частей на проспекте Серова и Гражданской улице нет, но есть низкая заболоченная местность с пересекающим проспект Серова ручьем. И все.

Дорога к лесозаводу «Свобода» начиналась ответвлением от прежнего Мологского тракта примерно в районе современного перекрестка проспекта Ленина и улицы Танкистов. Здесь же находилась остановка «Больничный городок» маршрутов № 2 и 3. Далее путь проходил у Нового поселка (сейчас здесь пожарная часть и строительный магазин «Снабженец»), катерозавода, Старого поселка (на его месте – один из корпусов «Вымпела»), далее к деревне Большая Тоговщина, а перебравшись через ручей, по заводскому поселку «Свободы».

Дорога почти повторяла Ново-Волжскую железнодорожную ветку, и неудивительно – вывозка грузов со складов ветки, находившихся на берегу Волги, осуществлялась гужевым транспортом еще до 1917 года и позднее Рыбинской конторой Первого акционерного транспортного общества «Транспорт».

Большой проблемой по маршруту № 2 был участок дороги от катерозавода через Большую Тоговщину до лесозавода «Свобода». На этом отрезке периодически прекращалось движение автобусов, маршрут вынужденно укорачивался до катерозавода, а точнее, до школы ФЗО. После жалоб населения лесозавод присылал на ремонт дороги… плотников. Да-да, дорожное полотно, по которому двигались грузовики и автобусы, представляло собой деревянный настил от Тоговщины до лесозавода. Если по каким-то причинам ремонт не производился, то ждали, когда придут морозы, и дорога снова станет проезжей.

Длительные перебои в движении автобусов до поселка лесозавода «Свобода» побудили местных жителей к поиску альтернативного варианта передвижения в центр города. Они предложили «…оборудовать возле завода причал для остановки речного трамвая. Трамвай Щербаков – Мизино проходит мимо заводского поселка несколько раз в сутки». Трамваем, речным трамваем, а также пароходом, теплоходом, катером щербаковцы называли речные суда «Москвич».

Тоговщинское бездорожье привело к тому, что к концу 1952 года маршрут № 2 официально был укорочен до Старого поселка, а один из двух новеньких ЗиС-155, полученных в ноябре, был закреплен за этим маршрутом.

Экипаж автобуса ЗиС-155 на пл. Маяковского. Маршрут № 2 «Автостанция – Старый поселок». Фото из коллекции  Рыбинского музея-заповедника

Маршрут № 3 «Автостанция – Переборы». С 6.00 до 23.30 по рабочим дням недели работали четыре автобуса, в выходные – пять. Путь в одну сторону составлял 12 км, который делился на две части: асфальтовая дорога на проспекте Ленина и далее булыжная мостовая до Перебор.

Сложно было пересечь железнодорожные пути в Переборах, а в зимний период дорога сужалась так, что разъезд со встречным автомобилем превращался в серьезную проблему.

Изначально конечная остановка в Переборах находилась на окраине поселка, при въезде. С 28 августа 1952 года она была перенесена к клубу, и автобусы стали разворачиваться на перекрестке Волжского проспекта и Строительной улицы.

Маршрутом № 3 активно пользовались жители поселка Веретье, по требованию которых на их остановке был построен автобусный павильон для ожидания. Спустя некоторое время в редакцию городской газеты поступила жалоба от жителей-пассажиров Веретья: «Помещение захламлено. В окнах не осталось ни одного стекла. Исчезли даже рамы и крыша. Теперь начинают растаскивать пол». Жители Перебор пошли дальше. Поскольку автодорога на Переборы не имела освещения, в том числе и Волжский проспект в Переборах, по их требованию в поселковый автобусный павильон было проведено освещение. Прошло совсем не много времени, и он повторил судьбу павильона в Веретье.

Маршрут № 4 «Автостанция – дом отдыха имени Воровского». Открытый как летний дачный маршрут, он стал круглогодичным. С 6.30 до 23.30 работал один автобус, в летний период автобусов было два. Путь в одну сторону составлял 6,3 км, но какой! «Участок дороги Щербаков – мясокомбинат – Мариевка. На каждом шагу ухабы, ямы, выбоины. Кюветы заросли, водоотводы нарушены. В течение всего лета на обочинах не просыхают грязь и лужи. Мост через Черемху у мясокомбината опасен для переезда».

Маршрут № 5 «Щербаков (автостанция) – Углич». Один автобус выполнял один рейс в день с отправлением в 7-30. Путь составлял до Углича 75 км, пролегал по булыжной дороге, построенной до войны. Именно поэтому маршрут работал стабильно, включая военное время, не испытывая трудностей весенне-осеннего бездорожья. Одного рейса было явно недостаточно, чтобы увезти всех желающих, особенно в летний период, когда добавлялись дачники.

Из газетной заметки «Щербаковской правды»: «На шоссе Щербаков – Углич, у переезда около железнодорожной пассажирской станции, в любое время суток можно видеть большие группы граждан. Они ожидают попутных грузовиков, чтобы попасть домой. Живут они в районе бумажной фабрики и села Покровского. Не многим посчастливится сесть в порожнюю попутную автомашину. Но этот вид сообщения, как известно, многим не по карману, шоферы берут со своих пассажиров втридорога».

По несколько рейсов делала грузовая автомашина, принадлежащая бумажной фабрике «Искра Октября», но она возила только своих работников. И вот в сезон 1951 года появился летний маршрут Щербаков – Мышкин, а в конце июня того же года автобус Автоколонны № 89 вышел на новый пригородный маршрут № 7 «Автостанция – село Покров» протяженностью в оба конца 20 км. Время работы было определено с 6.00 до 22.10.

Константин Мишин

Продолжение следует

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме