Воспоминания согревают порой лучше теплого шарфа или горячего чая. Особенные моменты или милые уголки из путешествий хочется упаковать в чемодан и увезти с собой, чтобы открыть, когда душа пожелает.
Павел Богданов умеет делать воспоминания осязаемыми. Нет, он не фокусник. Студент-третьекурсник ярославского политеха – графический дизайнер, создает диорамы. В стеклянные колбы он запечатывает старинные здания и улочки, отвесные северные скалы и морские волны, китайские чайные домики. На 3D-принтере Павел воссоздает их точные миниатюрные копии, дополняя пейзаж крохотными деревьями, человечками и автомобилями.
Особую симпатию ярославец испытывает к Рыбинску.
— У города свой колорит, – говорит Павел. – Здесь и море, и старинная архитектура, и сооружения, знаменитые на всю страну. Вот ярославская пожарная каланча считается одной из самых красивых, зато в Рыбинске она – одна из самых высоких, и видно ее отовсюду.
Так в рыбинской серии родились диорамы с каланчой, колокольней Спасо-Преображенского собора, старинным купеческим домом.
Свои работы дизайнер представил на ярмарке мастеров в День рождения Рыбинска. Стильные стеклянные колбы выделяются на фоне традиционных поделок. Под стеклянным куполом свой мир, окутанный тайной. Посмотреть можно, а потрогать то, что внутри, нельзя. Порой детали в диораме настолько мелкие, что не то что прикосновение, даже дуновение может их повредить.
— Процесс создания очень долгий, ювелирный, – рассказывает Павел. – Сначала я выбираю место, которое планирую воссоздать – оно обязательно должно мне нравиться. Фотографирую со всех ракурсов, подмечаю детали. Черчу, по фотографии восстанавливаю перспективу, подгоняю размеры и пропорции и начинаю делать 3D-модель на компьютере. На моделирование колокольни Спасо-Преображенского собора у меня ушел месяц. Следующий этап – печать на высокоточном 3D-прин-тере. Он печатает полимерной смолой, толщина слоя – 25 микрон. 20-сантиметровая колокольня печаталась 15 часов. Площадь печати небольшая, поэтому модели приходится изготавливать по частям.
После печати они маслянистые, в полимере. Павел тщательно промывает детали спиртом, помещает на засветку под ультрафиолет, чтобы материал окончательно затвердел. Покраску он называет одним из важнейших этапов. Сначала используется базовый белый цвет, а уже потом цвета реального объекта. Чтобы сооружение не выглядело стерильным и игрушечным, студент добавляет замятости, потертости и даже местами повреждает «штукатурку». Все как в жизни.
Здание собрано, заборчик стоит. Самое время добавить детали. Чем их больше, тем правдоподобнее сюжет. На залитой гипсом основе вырастают трава и деревья, появляются люди и машины, дорожные знаки и разметка. Даже у трехсантиметровой ели детализация, как у настоящей 20-метровой.
— Отсебятины не допускаю. Мне бы очень хотелось добавить что-то интересное на большой площади у колокольни, но не могу – в реальности там просто цветочная клумба, – говорит мастер.
Павел признается, что когда сделал диораму с каланчой, проезжая настоящую, почувствовал себя человечком из диорамы.
С Рыбинском у него любовь. Впереди – новые творения. Дизайнер хочет построить миниатюры Красной площади, костела, волжского моста. Правда, помещать за стекло их уже не станет. Но точно одно: это будут штучные экземпляры.
— Даже если я захочу повторить какую-то работу, она все равно получится другой. Создание миниатюр для меня – это искусство, – говорит мастер.