Главное Темы 19 августа 2020

Самоделкин из Рыбинска

Рассказываем о том, каким может быть техническое творчество в XXI веке

Александр Скрынник из Рыбинска своими руками собрал электроскейт, придумал ворота, которые не боятся сезонных подвижек грунта, и его изобретениями заинтересовался специализированный российский журнал.

Умный дом

В советское время техникой занимались если не все, то очень многие. Разобрать и починить автомобиль, собрать из подручных материалов дачный мотоблок, спаять елочную гирлянду – для советского человека это были вопросы даже не досуга, а более-менее комфортной жизни. Плановая экономика не могла обеспечить рядового гражданина всем необходимым, и многое приходилось делать своими руками.

В чудном новом мире потребления рукодельное творчество постепенно забылось за ненадобностью, а подшивки «Техники молодежи» и «Сделай сам» отправились в чуланы и на свалки.

Сегодня человек, что-то производящий самостоятельно, стал исключением из правил. Александр Скрынник из Рыбинска – один из таких «могикан». При всем богатстве масс-маркета он предпочитает вещи, сделанные своими руками: от часов на газоразрядных индикаторах до регулируемых ворот. Они уникальные, «умные», функциональные, а некоторые – еще и дизайнерские.

Александр родился в Москве в семье военного. За свое детство мальчик успел пожить в разных местах. В 1980-м Скрынники приехали в Рыбинск, да так здесь и остались. Молодой человек пошел путем, исхоженным не одним поколением рыбинцев: школа – авиационный институт – армия – завод.

В «ОДК-Сатурн» Александр работает уже три десятка лет. Отдел исследований — это, по его словам, что-то вроде технической прокуратуры.

— Мы исследуем двигатели, выясняем причины дефекта, тщательно описываем их и возможные методы их исправления. Работа очень интересная и творческая, – говорит он.

Работа и хобби в жизни Скрынника идут рука об руку. А инженерная смекалка не дает скучать и дома. Александр постоянно что-то придумывает и мастерит. Интерес к техническому творчеству проявился еще в раннем детстве, когда мальчик увлеченно разбирал будильники на пружинки и шестеренки. Постепенно деструктивная игра превратилась в созидательное творчество.

Мастер «на все руки от скуки», чем он только ни занимался! Пробовал плести из бересты – и у него получился целый сервиз. В девяностые годы смог собрать деревообрабатывающий станок и сварочный аппарат. Когда семья купила новую квартиру, весь ремонт Александр взял на себя – от замены труб до установки оконных конструкций. Не обошлось без нестандартных решений: стиральная машина у него «парит» в воздухе, благодаря умной сварной конструкции. Так в семье инженера экономят полезное пространство.

Станину от швейной машины «Зингер» мастер превратил в современный и функциональный предмет мебели – уж очень не хотелось покупать безликую магазинную вещь.

— Получился стол компьютерный педальный, – смеется Александр. – Под стеклянной столешницей отлично видно клавиатуру. А еще приятно нажимать на педаль машинки – снимает усталость с ног.

На необычном столе стоят еще более необычные эффектные часы. В стеклянных колбах светятся шесть цифр: часы, минуты, секунды. Этакий ретрофутуризм. Идею инженер тоже почерпнул в интернете.

— Увидел часы на газоразрядных индикаторах, и очень захотелось сделать такие же. Полез на «Али-экспресс», там готовая плата предлагается. У приятеля нашел индикаторы. Корпус сделал из куска яблоневого бруса, который отдал сосед по гаражу. Индикаторы поместил в металлические втулки, которые отыскал в гараже. Мозги уже так устроены – чтобы что-то к чему-то приспособить, – рассказывает он.

Гараж Александр купил вместе с кучей железа. Но избавляться от него не торопится: для кого-то это хлам, а для него – кладезь потенциальных расходников. Мастерит Александр здесь же, в гараже, а еще прямо у себя дома. И хотя родные иногда и ворчат, что квартира превращается в склад всевозможных деталей, но увлечение Александра поддерживают. У них, понятное дело, на то свой резон: если какой прибор и сломается, хозяин его обязательно починит.

Часы на газоразрядных индикаторах

Попал в переплет

Нестандартные решения зачастую подсказывает сама жизнь. Так получилось и с регулируемыми воротами. Однажды Александр устанавливал новый металлический забор. Как водится, закрутил винтовые сваи, приварил столбы, повесил ворота. А весной, когда грунт особенно подвижен, столбы неравномерно выдавило из земли, и створки перекосило. Проблема, знакомая многим. Но решить ее раз и навсегда удается далеко не всем.

Александр нашел оригинальное решение, благодаря которому можно регулировать положение створки по высоте всякий раз, когда столбы будут «гулять». Это работает: уже не одни ворота стали «умными» благодаря конструкции Скрынника.

— Одна из отличительных черт конструкции – ее простота. Чтобы изменить положение створок, нужны два ключа. Покрутил – выставил нужный уровень – готово. Справится любая блондинка, – шутит изобретатель. – Но почему-то подобных решений нигде не применяется, хотя проблема распространенная, судя по многочисленным отзывам в интернете.

О своих разработках Александр рассказывает на форумах для увлеченных технарей и в собственном блоге на портале drive2.ru. Здесь-то, в интернете, и нашел его редактор журнала «Моделист-конструктор» (да-да, он все еще издается!). Сначала в редакции заинтересовались регулируемыми воротами и предложили рассказать о них на страницах издания. Рыбинец охотно согласился – почему бы и нет?

Второе предложение от «Моделиста-конструктора» поступило, когда Александр Скрынник опубликовал в своем блоге пост о скейте на электроприводе. На этот раз его творение попало на обложку журнала.

— Такая вот моя минута славы, – смеется Александр. И скромно добавляет: – Но на самом деле это не мое изобретение. До меня уже все придумали, я просто собрал конструкцию.

Самоходные лонгборды

Новая мобильность

Любовь к скейтбордам у Александра давняя. Кататься он начал еще в студенческие годы, а первая доска была местного производства. В восьмидесятые их выпускал моторостроительный завод.

— Раньше на улицах не было столько машин. Кататься можно было прямо по дороге. За троллейбус зацепился, разогнался – и поехал, – вспоминает Александр. – Сейчас молодежь на скейтах крутит финты, выделывает разные трюки, раньше мы этого не знали, виляешь змейкой – и все.

На создание самоходного лонгборда его опять вдохновил интернет. Увидел и загорелся: интересная вещь, хочу такой же! Но решил не покупать дорогущую чудо-доску, а сделать своими руками.

— В интернете информации по ней никакой не нашел. Но примерно понял, из чего она должна состоять. Нужны батарейки (такие же, кстати, как те, на которых ездит Tesla), к ним – плата, контроллер, вроде все реально, сделать можно, – говорит умелец. – На «Али» заказал колеса. Подключил к блоку питания — крутятся! Потом батарейки приехали, осталось только приладить к доске.

Найти материал для доски оказалось не так-то просто. Обычная фанера не подходит – не достаточно крепкая и быстро расклеится.

— Выручила авиационная фанера. Тонкие слои древесины, бакелитовый клей – раньше такое использовалось в производстве самолетов, – рассказывает Александр. – Форму доски тоже подсмотрел в интернете. Просто вывел изображение на плоский телевизор в нужном размере и перевел контур на бумагу. Выпилил. Собрал. В качестве защиты приборов приспособил советский пластмассовый ящик для цветов — хорошо, что не выкинул раньше, подошел идеально. Получилось более-менее симпатично. И главное – стоять и ехать удобно.

Доску мастер делал всю зиму. Обошлась она ему в 12,5 тысячи рублей – гораздо дешевле фирменных аналогов. А в марте, как только сошел с тротуара снег, Александр поспешил протестировать электроскейт во дворе дома. Испытания лонгборда прошли успешно. Вслед за ним появился второй – для сына, который на время самоизоляции приехал в Рыбинск из Москвы. Вместе они регулярно ездят на досках собственного изготовления.

— Скорость можно развивать до 35 км в час, но и 10-15-ти вполне хватает, чтобы получить эмоции. Проехать можно 20 километров, потом садится заряд. При этом электроскейт – довольно безопасный вид передвижения, с него в отличие от электросамоката можно запросто соскочить без травм, — считает Александр Скрынник.

Единственное «но» в эксплуатации новой техники – это ее чувствительность к асфальту. Выбоины, кочки, даже крупные камни в дорожном полотне становятся ощутимыми препятствиями.

— Жаль, что в Рыбинске, кроме площадки у «Полета», нет дорожек, где можно комфортно кататься на скейте. Приходится ездить в Коприно, где обустроены специальные велодорожки в лесу и вдоль набережной, – говорит изобретатель.

Регулируемые ворота

Не корысти ради

На вопрос, не было ли мысли монетизировать свои уникальные технические таланты, не пытался ли он патентовать и продавать свои разработки, Александр Скрынник отвечает:

— Даже как-то не думал об этом. Я ведь все это для себя делаю, не корысти ради, и обязательно делюсь информацией в интернете. Это мой вклад за пользование знаниями других людей.

Умение решать самые разные технические задачи и работать руками делает жизнь интереснее. Но делает ли ее проще?

— Другие люди пошли и купили что-то в магазине. Им, наверное, проще живется, – размышляет инженер. – А мне нужно обязательно сделать самому. У меня голова постоянно чем-то занята. Иногда берешься за что-то новое – глаза боятся. Но начинаешь делать, и как-то все само собой получается.

По мнению рыбинского мастера, сейчас есть все, для того чтобы воплотить в жизнь практически любую задумку. И пусть в Рыбинске он творит в одиночку, единомышленников со всего мира можно всегда найти.

— В интернете масса информации, как сделать. Через сайты можно купить все, что угодно, любые детали и платы. В этом плане работать легко. Было бы желание, – уверен он.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
michael 12:15 | 19 Август 2020

день добр, дайте фото изобретателя и ссылку на блог на drive2.ru

    Ольга Гржибовская 11:36 | 20 Август 2020

    Добрый день. Вот ссылка на блог Александра: https://www.drive2.ru/users/hihixaxa. Там много всего интересного и полезного.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме