Главное Темы 27 августа 2020

«На выходе мы получим инженерный спецназ»

Главный вуз Рыбинска вступает в эпоху больших перемен. Здесь кардинально меняются подходы к преподаванию, а одна из ключевых ролей в процессе обучения отдается промышленным предприятиям и межвузовским связям

Накануне нового учебного года мы беседуем с врио ректора РГАТУ имени Соловьева Валерием Кошкиным.

— Валерий Иванович, давайте поговорим о подготовке профессиональных кадров. Все чаще работодателями обозначается отрыв вузовской программы от реальных нужд производства. Почему так происходит? И как РГАТУ решает эту проблему?

— Сейчас многие вузы приходят к выводу, что прежняя образовательная модель (ее еще называют моделью трубы) не состоятельна. Четыре или пять лет студент учится по обязательным программам; знания, особенно полученные на первых курсах, выветриваются, вылетают в трубу. На предприятие он приходит без опыта (откуда его взять?). Естественно, полноценным специалистом он быть не может.

Мы от такой модели уходим. Наш первый базовый принцип обучения — это системная кооперация с индустриальными партнерами. Чтобы научиться ездить на велосипеде, недостаточно читать инструкцию, нужно самому сесть за руль и получить навык. Так и здесь. Чтобы молодые специалисты на предприятиях могли решать разные практические задачи, связанные с использованием современных технологий и оборудования, подготовка студентов должна идти на реальных проектах, на реальных задачах, которые нам предлагают наши индустриальные партнеры. Это наш второй принцип. Эти принципы мы уже реализуем с нашим базовым партнером — «ОДК-Сатурн».

— И что именно вы предлагаете?

— Мы предлагаем модель кооперированного образования, когда в учебную программу встраивается профессиональная деятельность. Такая модель в университете уже реализуется. В течение учебного года студенты очного отделения работают на предприятии, получают зарплату, опыт, профессиональные связи и выпускную квалификационную работу выполняют по теме предприятия. А учебную программу в это время в полном объеме помогают усваивать дистанционные технологии (онлайн-курсы) или занятия в вечернее время.

— Нагрузка серьезная: отработал смену на заводе, а потом еще нужно найти силы на обучение.

— Да, такая форма требует большего напряжения сил. Но мы понимаем, что профессионалом в любом деле становишься, только выйдя из зоны комфорта. Лучший пример — спорт. Хочешь стать разрядником, чемпионом, тренируйся в конкурентной среде. Так и здесь.

Программы мы строим по модульному принципу. С одной стороны жесткий стандарт — ФГОС, с другой — гибкий подход. Для тех студентов, кто поступил в этом году, подготовка пойдет по индивидуальным образовательным маршрутам. Они будут зависеть от того, какие у человека способности, насколько он настойчив, работоспособен и амбициозен.

Например, можно окончить бакалавриат и успокоиться. Кому этого мало, за тот же промежуток времени может получить целый ряд дополнительных компетенций на курсах повышения квалификации. Для самых способных эти курсы могут быть объединены в программу профессиональной переподготовки. Например, специалист в области технологии машиностроения освоит программу переподготовки в области цифровых технологий или экономики. Это сделает его гораздо более конкурентоспособным на рынке труда.

— Чтобы реализовать модель кооперированного обучения, требуется и преподавательский состав, готовый работать по-новому — не только в аудиториях, но и на производстве.

— Рыбинск — город небольшой, и это оказалось плюсом для университета. Часто в других городах преподаватели занимаются подработкой и читают свой курс в других учебных заведениях. Эффект от этого низкий и для студентов, и для них самих: не остается времени для личного профессионального роста.

Нам в этом плане очень повезло. В Рыбинске нет других технических вузов, зато много промышленных предприятий, поэтому многие наши преподаватели, которые находятся в продуктивном творческом возрасте от тридцати до сорока с небольшим лет, занимаются разработкой конкретных проектов на производстве. И весьма успешно.

Наш университет участвует в военно-техническом форуме «Армия-2020», который проходит в эти дни. В его рамках проходил конкурс от Ростеха на технические перспективные разработки. В финал вышли три наши заявки, поданные деканом факультета авиадвигателестроения д.т.н. Александром Гурьяновым, деканом факультета радиоэлектроники и информатики Алексеем Ломановым, начальником управления научных исследований Сергеем Волковым. Это не какие-то теоретические, гипотетические изыскания. Все проекты на системной основе реализуются совместно с нашими индустриальными партнерами. Их цель — решение конкретных задач, повышение эффективности работы предприятия.

Я считаю, что если в вузе работают преподаватели такого уровня, то большие возможности открываются и у студентов и аспирантов.

Кроме того, на форуме «Армия» мы будем подписывать соглашение с «ОДК-Сатурн» и Санкт-Петербургским политехническим университетом о создании университетского зеркального инжинирингового центра цифрового энергомашиностроения (УЗИЦ).

— Расскажите, что это такое УЗИЦ и для чего он нужен?

— Такой центр поможет реализовать наш третий базовый принцип — сетевое взаимодействие, которое позволяет привлекать профессиональные компетенции. «Цифра» — актуальное, приоритетное для нас направление, энергетика — вообще вечная тема.

В Питерском политехе находится центральная площадка национальной технологической инициативы «Технет». Этот вуз отвечает за внедрение на производственных предприятиях всей страны передовых технологий. Сегодня это не кувалда и пресс, это цифровой двойник. Благодаря таким технологиям проектирование идет гораздо быстрее, эксперименты можно проводить не только натурные, когда разрушается реальный объект, например, двигатель, но и цифровые. Это современный уровень производств.

Предприятия ОДК внедряют у себя новые, в том числе цифровые технологии. Для этого им требуются грамотные специалисты. Наши студенты, магистры и преподаватели освоят эти технологии на конкретных проектах. Предварительно уже согласовано три технических задания на пилотные проекты. Один из них связан с гибридной силовой установкой.

Кроме того, мы развиваем две новые вещи: сетевую проектную магистратуру и межвузовские индустриальные конструкторские технологические бюро.

— Как работает сетевая проектная магистратура?

— Учиться студенты будут на конкретных проектах. А само обучение организовано по сетевому принципу. Студенты разных вузов и разных образовательных программ (например, инженеры и IT-специалисты) объединяются для решения реальной задачи, взаимодействуют со специалистами высокого класса на производствах. Если компетенций не хватает, привлекаются новые партнеры — университеты и НИИ.

Мы планируем, что к концу 2020 года у нас будет методика. Но проект запускаем уже сейчас. Для участия в нем от нашего университета на конкурсной основе мы отобрали магистров и аспирантов. Поступающие в магистратуру в этом году сразу становятся сотрудниками предприятия, при этом они будут участвовать в совместных проектах. На выходе мы получим инженерный спецназ. Такие специалисты, которые могут не только работать с современными технологиями, но и сами разрабатывать их, сейчас очень востребованы.

— Кстати, а где трудоустраиваются выпускники РГАТУ?

— Наши выпускники работают практически на всех рыбинских предприятиях, в других регионах, за рубежом, поскольку российские компании сегодня активно взаимодействуют с инопартнерами. Еще в процессе обучения они получают большое количество профессиональных контактов и, получив диплом, становятся достаточно востребованными в ведущих российских и зарубежных компаниях.

— В этом году РГАТУ исполняется 65 лет. Какие события приурочены к этой дате?

— Пандемия помешала нам провести праздничные мероприятия, которые планировались в мае. Тем не менее, мы откроем Аллею выпускников между первым и главным корпусом. Она будет широкая, на ней посадим деревья, установим лавочки, фонари. Работы ведутся, к 1 сентября она будет готова. Думаю, ее оценят и студенты, и преподаватели.

Я считаю, хорошая инфраструктура для вуза нужна. Сейчас завершается очередной этап капитального ремонта в главном корпусе. Очень важно, чтобы студенты могли учиться, а преподаватели — работать с комфортом.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Dupe 12:14 | 27 Август 2020

Под распильную имитационную экономику необходимо теперь готовить и соответствующих специалистов за счёт распила образовательного бюджета.

    Владимир 21:28 | 27 Август 2020

    Там нормальные грамотные и инициативы люди работают. Гордость города и страны. Горы сверну молодцы! А вы хоть бы свой ник поумнее придумали — глупее «дуре» ничего в вашем котелке уже не рождается?

      Dupe 22:34 | 27 Август 2020

      А я разве что-то сказал про людей, которые там работают!? Нормальные инженеры и должны быть грамотными и инициативными, для этого и была в свое время создана Высшая школа. Результаты ее работы были выше всяких похвал. Сейчас никакой спецназ, призванный по своей сути решать авральные задачи в чрезвычайных ситуациях не сможет решит задач развития, создания новых образцов техники и прорывов в науке, если это не является реальной, а не декларируемой приоритетной задачей государства. И на выходе будет , как всегда, пшик. Ну, может, ряд «спецназавцев» получит приглашения от » наших зарубежных партнёров. Кстати, сам я был когда-то преподавателем Высшей инженерной школы, научным сотрудником зарубежного университета.

      В.А. 08:28 | 28 Август 2020

      У вас даже онлайн — переводчика нет? Вы скачайте — полезная вещь!))

      гость 10:18 | 28 Август 2020

      Почитай биографию Кошкина В.И. ,там много интересного.

Иван Иванович 21:30 | 27 Август 2020

Успехов! Молодцы!

Dupe 10:57 | 29 Август 2020

См. Константин Сёмин. Катастрофа продолжается. Андрей Старинец//Крупный план.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме