В Рыбинске открылся иммерсивный театр, где зритель вовлечен в действие наряду с актерами.
В старинном здании бывшей мельницы купца Калашникова появилась экспериментальная театральная площадка — арт-пространство театра Z. Здесь готовы работать по-новому — с необычными формами спектаклей и локациями (от балкона до лестницы), с новыми режиссерами и театрами.
7 сентября состоялась генеральная репетиция спектакля с участием зрителей.
Есть взаимность
Премьера, открывающая историю театра Z — «Аристократы Молдаванки». Это иммерсивный спектакль, предполагающий полное погружение зрителя в действо. Такой в Рыбинске ставится впервые. Необычной постановкой занимался Владимир Калюкин. В ее основу легли «Одесские рассказы» Исаака Бабеля с их сочным языком и неподражаемым юмором.
— Я вдохновился Бабелем, артистом — Сергеем Шарагиным, этими старинными стенами, — говорит режиссер. — Это была не самоцель — сделать что-то невероятное. Мы начали работать и поняли, что у нас получается иммерсивная история. Интересно было попробовать новую форму — не потому, что она модная и популярная. Если зрителю интересно попасть внутрь действия, если есть запрос на взаимность со стороны зала, то театр идет навстречу.
Задача труппы — с головой погрузить зрителя в атмосферу Одессы двадцатого столетия, в суровый и романтичный мир бандитской Молдаванки с его особым говором и нравами, радостями и слезами, где от комедии до трагедии один шаг. И делается это весьма не стандартными способами.
Зрители рассаживаются в свободном порядке, граница между залом и театральной условностью стерта. Здесь нет ни сцены, ни рампы, ни привычных декораций. Стена красного кирпича, стол, пара стульев. Минимализм по формуле Немировича-Данченко, когда для появления театра достаточно коврика и двух актеров, готовых показать, на что они способны.
Актеру Сергею Шарагину действительно есть что показать. За два с половиной часа, что идет спектакль, он воплощает столько образов, сколько актер обычно играет за год, а может, и за два. Одесса начала прошлого века оживает на расстоянии вытянутой руки — шутит, ругается, рыдает, стреляет, хоронит и женится. Шарагин — мастер перевоплощений. Свою уникальную интонацию он находит для каждого: всех мастей налетчиков, биндюжников, еврейских лавочников и конторщиков, ребе, чекистов и, наконец, легендарного бандита с Молдованки Бени Крика и самого Исаака Бабеля — автора «Одесских рассказов». Видно, что делает он это с большим для себя удовольствием. Драйв передается зрителям.
— Это большая и сложная работа для меня, — признается актер. — За такой серьезный по объему моноспектакль я никогда еще не брался, и не было такой возможности. Надеюсь, что эта работа станет большим плюсом в моей профессиональной жизни.
У актрисы Марии Лебедевой галерея образов пусть и покороче, но тоже весьма колоритная: дюжие девицы, «идише мамэ» — шумные хозяйки еврейских семейств, старухи, традиционные, как свиток Торы.
Вошел в зал — и стал бандитом
Полное погружение в мир Молдаванки было бы не возможно без живой музыки. На протяжении всего спектакля звучат клезмерские мелодии, советские песни тех лет в интерпретации пианиста Владимира Комарова и скрипачки Татьяны Резеповой. Музыканты не прячутся в оркестровой яме, их место — на передовой, вместе с актерами.
В спектакле Калюкина меняет обличья даже реквизит — легким движением руки скатерть превращается в накидку раввина, одеяло, плачущего младенца и обратно.
И, конечно, перевоплощаются зрители. Вошел в зал — значит, стал участником действия. Таково главное правило иммерсивного театра. Неожиданно ты можешь примерить фату невесты бандита, оказаться в банде налетчиков или получить шальную пулю в живот. Естественно, в рамках театральной условности.
— У меня мурашки по коже пошли, когда совсем рядом со мной актриса упала на пол и зарыдала, — делится впечатлениями зрительница Ольга. — Настолько сильный эффект присутствия и соучастия!
Сильные ощущения переживают и сами актеры.
— Перед спектаклем есть чувство волнения, — признается Сергей Шарагин. — Одно дело — играть на сцене, когда зрители сидят удаленно в темном зале. И совсем другое — прямое общение, глаза в глаза. Интерактивность — это то, чего нам всем сегодня не хватает. Люди сидят в интернете, в мобильных телефонах. А живое общение — это самое дорогое, наверное, что есть в нашей жизни. И мы стараемся его дарить.
Спектакль в автобусе
Практически все спектакли в театре Z будут иммерсивными, с участием зрителей. Уже в октябре нас ждет еще одна премьера с погружением — «Цветаевский пирог», который ставит режиссер Наталья Николаева.
— Будут и спектакли-бродилки, когда зрители не сидят на местах, а перемещаются в пространстве. Есть планы ставить спектакли в совершенно необычных местах, например, в автобусе. Летом хотим проводить интерактивные, театрализованные прогулки по городу для туристов, приезжающих в Рыбинск, — рассказывает организатор Татьяна Прокофьева.
Арт-пространство не закрытый клуб. Со временем сюда планируют приглашать режиссеров и и театры из других городов. Но это в дальнейшей перспективе. А пока творческому начинанию нужно встать на ноги, окрепнуть и обрести своего зрителя.
Фотографии Павла Смирнова