С 1946 года перед СССР замаячила новая война – холодная. Послевоенная промышленность – автомобильная, танковая, судостроительная, авиастроительная – требовала тонны кабелей малых сечений. Ведь кабель есть везде, где есть мотор.
В сороковые приходилось закупать кабели за рубежом – пара заводов в Москве и Ленинграде не могли обеспечить нужды бурно развивающейся промышленности. В СССР спешно строят сразу несколько кабельных заводов.
Завод «Москабель» не получалось расширить – цеха со всех сторон обступила старая Москва. Часть производства решили перенести в Ярославскую область.
Так в 1949 году филиал цеха № 6 «Москабеля» оказался в Переборах, в лагерном поселке Волголага. Старые лагерные постройки использовали как подсобные помещения. Местная фабрика-кухня на первое время стала производственным корпусом. Плюсом были и подъездные пути – водные и железнодорожные.
При выборе места учитывали близость Рыбинска и к базам сырья, и к потребителям продукции. Сырьем – медной катанкой – обеспечил Кольчугинский электрокабельный завод.
Кабели от рыбинцев ждали на автозаводах: Горьковском, Ярославском, Московском, на тракторных предприятиях: Онежском, Владимирском, Минском и Сталинградском. Радиозаводы и заводы по производству счетчиков тоже ждали рыбинскую продукцию.
Поначалу задание было несложное: провода, прибывающие из Москвы, рыбинцы комплектовали в автопучки и отправляли потребителям.
Первое время коллектив работал в тяжелых условиях. Кабельщики не стали ждать, когда построят корпуса, – в примитивных помещениях сами смонтировали станки, создали участки комплектовки и тростки.
Рыбинцы не умели работать – им в помощь с «Москабеля» прибыли в Переборы опытные специалистки, которые трудились сами и передавали знания новичкам. Рабочие учились комплектовке, тростке пряжи, пайке, штамповке. Первую партию автопучков отправили на Горьковский автозавод в апреле 1949 года.
В эти труднейшие годы завод возглавил прошедший войну Абрам Филькельштейн, он оставался у руля двадцать лет. При нем кабельный возник с нуля.
Всего через год, к маю 1950 года, расширили сборочно-выпускной и возвели заготовительный цеха. Опыт коллектива тоже рос, рабочие выпускали все больше продукции.
В том же мае исчез филиал московского цеха и появился настоящий кабельный завод. Новому предприятию предоставили 30 гектаров земли для строительства новых корпусов.
Волочильный, эмалировочный, оплеточный, резино-покрывательный цеха возникли всего за три года. Построили цех высокочастотных кабелей – на тот момент самый большой кабельный цех в СССР. И начали усердно работать.
В пятидесятых страна требует новинку – эмальпровода. Этот гибкий прочный и одновременно компактный кабель используют до сих пор, он особо устойчив к механическим повреждениям и агрессивным средам.
Провода с обмоткой из эмали требовались везде: в авиационной, судостроительной, железнодорожной, автомобильной промышленности. Рыбинский завод ответил на требования времени и уже через год освоил выпуск эмальпроводов.
СССР перестал закупать их за границей. Рыбинский кабельный стал головным предприятием страны по выпуску эмальпроводов. Это была победа рыбинских кабельщиков!
Об успехах и самоотверженности рыбинцев часто рассказывает местная пресса.
«Когда до цеха врубовых кабелей довели план на февраль, коллектив подсчитал возможности и попросил увеличить задание еще на 50 тысяч рублей. Просьбу тружеников цеха удовлетворили. Повышенное задание выполнили за 27 дней. Последний день февраля коллектив работал в счет мартовского задания». («Рыбинская правда», март 1963).
Кабельный строил не только цеха – рос и рабочий поселок. У Переборов начинается вторая жизнь: это больше не мрачное место с серыми бараками, здесь живут заводчане с семьями. Силами кабельного завода его интенсивно застраивают: появляются жилые кварталы, детсады и школы, возводят дворец культуры «Кабельщик».
Растут кварталы двухэтажных сталинок между проспектом 50 лет Октября и Инженерной улицей. После отказа от сталинских архитектурных излишеств в Переборах строили хрущевки.
Заботиться приходилось и о летнем отдыхе рабочих. Об этом мы узнаем из протокола Совета депутатов 60-летней давности.
В мае 1960 года рыбинские депутаты критиковали руководство Полиграфмаша и Кабельного завода.
«Руководители предприятий совершенно недостаточно занимаются подготовкой летнего отдыха трудящихся. Положительный опыт машиностроительного завода не используется. На Полиграфмаше для турпоходов приобретены лишь 6 палаток, в доме отдыха есть лишь 5 лодок, нет открытых эстрад. ДК летом работать не планирует.
Стадион Кабельного завода не подготовлен к открытию, работы ведутся крайне медленно. На Кабельном ведутся длительные разговоры об организации базы отдыха на Юршинском острове. Но до сих пор ничего не сделано».
Кабельщики растут профессионально: в 60-х они осваивают выпуск радиочастотных кабелей для электронной промышленности. Специалистов обучают прямо на заводе: машиностроительный техникум открыл отделение «Производство кабелей и проводов».
В волочильном цехе начали применять синтетические алмазы. Впервые в советской практике под Рыбинском освоили установку для измерения затухания и неоднородности высокочастотных кабелей.
Работали рыбинцы и не только для промышленности: продукция кабельного приходила в дом простого человека. Осветительные шнуры для электропроводки и телевизионный кабель – дело рук специалистов кабельного. Чуть позже производили даже электрогрелки. Читаем в отчете завода 1980 года: «Совместно с цехом товаров народного потребления разработали и внедрили стенд для проверки электрогрелок на температуру нагрева. Это позволило резко увеличить качество выпускаемых грелок».
Филькельштейн покинул пост в 1969 году. За годы его работы Рыбинский кабельный завод превратился в крупнейшее предприятие электротехнической промышленности. Только в СССР завод поставлял продукцию 6850 потребителям.
Рыбинские кабели экспортировали 21 страну соцлагеря. Завод выстроил 50 тысяч квадратов жилья, восемь детских учреждений, где воспитывали 875 детей. А на берегу Волги возвели пионерский лагерь им. Горького для отдыха детей работников предприятия.
Завод выпускает кабели и сегодня. В 2011 году ему присвоили звание «Лучший российский экспортер». Качество продукции «Рыбинсккабеля» подтверждают морской и речной регистр судоходства, лицензия Госатомнадзора, сертификат военного регистра оборонных нужд.
Статья подготовлена с использованием материалов Елены Вагановой, Госархив Рыбинска