Анна вернулась преподавать в родную школу в Рыбинске: здесь училась, здесь же и проходила практику. Говорит, начинать карьеру среди знакомых педагогов немного проще. Студенткой она, конечно, представляла, как стоит с указкой у доски. Однако ожидания и реальность не совпали.
— Это рабочий приходит ежедневно к одному и тому же станку. А школьный урок – дело абсолютно непредсказуемое. Да, у тебя есть опора — конспект, но в любую минуту все может пойти не по плану. Дети задают вопросы, отвлекаются, болтают. Успешный педагог – еще и тот, кто готов к неожиданностям, не теряется и быстро перестраивается, он гибкий и мобильный, — рассуждает Анна.
Русский и литературу она преподает детям самого активного возраста – ученикам 5-6 классов. Какие они, современные ученики? Гиперактивные, расторможенные. И главная беда – они не любят читать, отсюда их низкая грамотность.
— «Расчитать» детей – это очень важно! Сейчас ищу подход к каждому, вместе подбираем любимые книги, интересные жанры, — говорит Анна.
Кроме преподавания она взяла классное руководство, и после уроков ее ждет второй виток работы. Педагог вникает в каждого ребенка, его семейное положение, в особенности психики — как ребенок учится, как реагирует на стресс.
— Ситуация осложняется ковидом: с родителями нет прямого контакта. Нам до сих пор не удается познакомиться лично. Даже первое родительское собрание состоялось в онлайн-формате. Это не способствует появлению доверия между нами, — говорит педагог.
Ее подопечные – вчерашние малыши, пятиклашки, — тоже испытывают весь груз адаптации, привыкая к средней школе после начальной. Теперь у них не одна учительница, а много педагогов, и у каждого свои требования к детям. Конечно, они льнут к своей классной маме, ищут поддержки.
— Получается, адаптация идет двухсторонняя, я привыкаю к профессии и к ним, они — ко мне и новой школе. Нам всем сейчас непросто. Месяц работы – это капля в море, я в самом начале пути, меня до сих пор потряхивает, когда вхожу в класс. Поддерживают старшие коллеги, опытные педагоги. Моя наставница Наталья Борисовна Петрова очень внимательна. Мы обсуждаем материал в процессе подготовки, потом разбираем итоги урока, — рассказывает Анна.
У кого преимущество – у опытных педагогов или у начинающих преподавателей, полных энергии, свежих задумок, близких по возрасту к ученикам? Важно найти баланс между опытом и энергичностью, считает преподаватель:
— Молодым педагогам опыт передаст наставник, он поддержит, убережет от ошибок. А педагогам в возрасте нельзя останавливаться. Участь педагога – постоянно учиться, применять современные методики и формы уроков. Ведь дети меняются, каждое поколение не похоже на предыдущее, и подходы к ним должны меняться. 30 лет работать под копирку не получится.
Артем – потомственный педагог, мать тридцать лет преподавала в сельской школе. Любивший историю выпускник долго не раздумывал и поступил на исторический факультет ярославского педуниверситета.
Открытая улыбка, клетчатая рубашка – в школьном коридоре начинающего педагога легко спутать со старшеклассником. Его сразу нагрузили двумя ставками — это 34 часа в неделю. Весь день молодого человека посвящен школе – с утра преподавание, вечером – подготовка к урокам.
— У иных коллег бывает по три урока в день. А у меня ежедневно 6-8 уроков, если считать внеурочку. Стабильность, — смеется Артем. И добавляет, что вечером у него едва хватает сил посмотреть пару серий любимого кино.
Артем преподает у 5-7 классов. Первый год он называет временем поиска себя в профессии, инструментов преподавания. Опыт педагог получает в «боевых условиях».
— Начинающий учитель неопытен вдвойне, — рассуждает Рябков. – Опыта работы с детьми у него почти нет, как бы старательно он ни работал на практике. По предмету у него нет наработанной базы, конспектов. Так что первый год я буду разбираться в детях, искать к ним подход. И одновременно каждый день изобретать, как подать материал интересно и легко, чтобы у детей он отложился в голове.
Гиперактивность современных детей Артема не пугает:
— Главное, направлять их активность в позитивное русло. Ученик хорошо с выражением читает, и я прошу прочитать важный фрагмент вслух для всего класса. Другой — артист, любит отвечать у доски, и я обязательно вызываю его, даю возможность блеснуть перед одноклассниками.
Первый год работы в школе – это столкновение с реальностью, рассуждает историк. И работать остается тот, кто выдержит это столкновение. Картина, которую он рисовал себе в университете, разбилась, и прежде всего, из-за ковида.
— Контакты между учителем и учеником минимизированы, нет неформального общения: мероприятий, КВНов. Все, о чем меня успевают спросить ученики вне урока, – как исправить отметку. Конечно, это не способствует налаживанию отношений, — рассказывает преподаватель.
Опыт педагога в возрасте или энергия молодых? Рябков однозначно выбирает опыт.
— Опытный человек результативнее в любой сфере. Единственный плюс молодого педагога — его близость к цифровой сфере, к гаджетам. Это мир детей, они погружены в него с головой, выныривая оттуда для скучных уроков. И педагогу только в плюс, если он ориентируется там, может говорить с детьми на понятном им языке, — говорит учитель.
В школы и детсады Рыбинска этой осенью пришли 49 педагогов. Молодые рыбинцы работают с утра и до вечера, им нелегко. Ежедневно они сталкиваются с десятками незнакомых задач. Пусть у них все получится. Ведь они делают очень важное дело – учат и воспитывают наших детей.