Темы 30 октября 2020

Покажи мне историю!

Вы знаете, как строят выставки? Экспозиционер Рыбинского музея-заповедника — об искусстве отбора экспонатов, модных трендах и о том, для кого одну историю переписывают трижды.

Галина Рукавичко — научный сотрудник экспозиционного отдела сектора истории края. В Рыбинском музее- заповеднике вот уже 35 лет она занимается строительством выставок. Да-да, именно так — строительством.

Как у настоящей стройки, процесс подготовки выставки очень длительный. Крупные выставочные проекты, например, посвященные Великой Отечественной войне, готовятся по два года. Все это время экспозиционер ломает голову над двумя основными вопросами: что показать и как это показать?

— Первый этап, когда еще далеко до красивого названия, это вдумчивая научная, исследовательская работа. Нужно иметь широкий кругозор: мы работаем в архивах, изучаем специальную литературу по теме. Хороший историк обязательно читает всю местную прессу. И часто мы начинаем подготовку именно с изучения газетных заметок по теме, — рассказывает Галина Рукавичко.

Из всего многотысячного музейного собрания экспозиционер отбирает самые яркие, раскрывающие эпоху или историческую личность экспонаты. На последней выставке, посвященной наградной системе Великой Отечественной, было представлено порядка 500 (!) предметов.

— Раньше вместе с хранителями  мы ходили по фондам, с появлением электронной базы работать стало удобнее. Мы  отбирает нужные экспонаты прямо у себя в кабинете, щелкая кнопкой компьютерной мыши. Если нужная вещь в плохом состоянии, дается задание реставраторам. Они стараются помочь и подготовить предмет к моменту открытия выставки, — отмечает научный сотрудник.

Выставка — это всегда увлекательный собирательный процесс.

— Однажды мы готовили выставку, посвященную советскому быту. Нужно было найти диван довоенных времен с валиками, слоников, каких ставили на комод, фильдеперсовые чулки, крепдешиновые платья. Мне запомнились встречи с дарителями и очень хорошими художниками. Это одна из главных причин, почему я работаю в музее  всю жизнь, — общение с интересными людьми, — признается Галина Рукавичко.

Музей — это, прежде всего, наглядность. К процессу художественного решения привлекается много специалистов: реставраторы, дизайнеры, художники и даже архитекторы.

— Мы можем очень долго работать в архивах, собрать материал на целую книгу, но на выставке эту книгу мы должны проиллюстрировать. Например, как сделать выставку по военным орденам и медалям интересной для зрителей и, прежде всего, для молодежи?  Думаем над цветовой гаммой, в данном случае останавливаемся на выразительном сочетании красного  цвета с золотым и серым. Создаем интерьеры, размещаем на манекенах одежду — все это нравится публике, потому что сразу чувствуется атмосфера эпохи. Так, без офицерской, солдатской формы не обходится ни одна выставка по Великой Отечественной войне.

Важно ощущать и масштаб здания. Новая биржа — сложное пространство для организации выставок, считает экспозиционер. У каждого зала своя кубатура, объем, высота потолков. И под каждое помещение надо подстраиваться. Вопросов решается масса. Какие сделать акценты, как выделить цветом или в масштабе важные документы или фото, чтобы зритель обязательно обратил на них внимание. И как сделать так, чтобы среди других экспонатов не затерялись жемчужины, представленные в оригинале — те же награды небольшого размера?

Музей — хранитель традиций. Но и в выставочном деле есть свои модные тренды.

— Раньше мы представляли на выставках предметы из фондов, расставленные в витринах и на подиумах. Сейчас этого уже недостаточно. В нашем распоряжении гораздо больше вариантов оформления — мультимедиа-технологии, цифровые копии (если предмет нельзя экспонировать), крупные баннеры, фотоколлажи, которые помогают создавать атмосферу. Большой массив информации мы имеем возможность поместить в цифровой формат. Заинтересованный посетитель воспользуется им благодаря интерактивным столам.

Важный ориентир для создателей выставки — чтобы она была разноплановой, интересной и понятной для любого  поколения.

— Малышам нужно объяснить, что такое гимнастерка и шинель, показать, как выглядело оружие, а детям постарше уже можно рассказать про историю орденов. Поэтому и текст экскурсии по одной и той же теме пишется разный: для первоклассников он один, для подростков — другой, для взрослой аудитории — третий, — объясняет научный сотрудник.

И наконец, чтобы сделать хорошую выставку, надо очень хорошо знать и любить своей город,   и так представить ее зрителю, чтобы он нашел в ней частичку себя, почувствовал сопричастность к тому или иному событию, предприятию, к многовековой истории Рыбинска.

 

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме