Главное Темы 6 ноября 2020

Подняли руку на город

Зачем вандалы портят Рыбинск? Рассуждаем с психологом

То в платье розовом с каймой, то в белом еще хуже.
Ну как же мне ее водой не окатить из лужи?

Сломали лавки и карусели, разбили фонари и витрины, расписали новенькие фасады, отбили плитку у смотровой площадки… В Рыбинске вандалы портят парки, набережную и Крестовую после свежего ремонта. Кто-то в гневе угрожает посадить малолеток в тюрьму. А мы разводим руками – настолько их поведение нерационально.

Зачем вандалы это делают, и как этому противостоять? Рассуждаем с психологом центра «Жизнь-плюс» Екатериной Кононовой.

Причины вандализма

Вандализм – подростковая болезнь. Портрет вандала: юноша 13-17 лет, ценности взрослого мира ему чужды. Это его крик обществу: «Смотрите, я существую, я всемогущ! Вот что я сделаю с тем, что вам дорого! И мне плевать на ваши нормы!». Красивая скамейка, чистый фасад – вызов для него. Через предметы он может безопасно для себя выразить протест, направленный против взрослого мира.

У подростка понижен порог самосохранения, ему нечего терять, он не просчитывает последствия поступка. Когда его спрашивают – зачем ты это сделал, он отвечает – захотел острых ощущений, пощекотать нервы. Паркуром занимаются с теми же целями, но с той разницей, что вред там нанесешь лишь себе.

— Нравственные принципы у подростка до конца не сформированы, психика нестабильна. Да еще и остро стоит задача самоутвердиться, потребность вырасти в своих глазах и глазах друзей, — говорит Екатерина Кононова.

Иными словами, сил много, амбиций тоже. Но навыков выразить себя конструктивно, а не деструктивно, не подвезли. Да и настроение у подростка постоянно меняется: частые перепады от отчаяния и разочарования к гневу и агрессии. На этих качелях легко натворить глупостей.

Есть и еще нюанс. Современные дети не ценят труд. Они бездумно ломают ради развлечения и не осознают, сколько денег и трудов в сломанное ими вложено. И понимают лишь, когда им в полиции предъявляют ущерб.

— Советские подростки намного раньше современных детей приобщались к труду. У них формировалась осознанность, что продукт труда ценен, значим. Когда ты сам сколотишь и покрасишь пару лавок, рука не поднимется их ломать. Когда сам полдня готовишь, потом с благодарностью ешь мамин обед без капризов. Сейчас дети избалованы, им сложно осознать ценность труда, – продолжает психолог.

Дети в группе риска

Дети без хобби, нереализованные. Одна из причин вандализма – скука. Развлечение через разрушение. Моральные потребности у таких подростков невысокие. Они не посещают секций и кружков, не знают побед, не имеют достижений, плохо учатся в школе. Чаще всего, это люди духовно бедные, выросшие в грубой среде, они не умеют взаимодействовать с красотой. Гармония их беспокоит, злит.

Дети в «плохой» компании. Вандализм – групповое явление. Ребенок так пытается стать своим в группе, доказать, что он крутой, принять групповые ценности. Если в жизни ребенка есть команда, которая его принимает – в спорте, творчестве, учебе, вероятность, что он пойдет хулиганить, намного ниже.

Что способствует подростковому вандализму? Самоутверждение, безделье, отсутствие опыта работы своими руками и мозгами, даже агрессивные комментарии в соцсетях могут толкнуть молодежь на разрушение.

Несчастные дети. Подростки, доходящие до вандализма, – люди в критической ситуации, они несчастливы, даже если не при- знаются в этом ни себе, ни окружающим. За разрушением всегда кроются негативные эмоции, серьезные переживания в семье, школе, компании друзей. У такого ребенка ущемлены базовые духовные потребности: доверие, принятие. Он не умеет выражать агрессию и страх конструктивно, перерабатывать их, не травмируя окружающих. Наоборот: «Раз мне плохо, значит, и вам сделаю плохо». Часто у них нет заботливого взрослого, который ими гордится, которому они доверяют.

Что делать родителям, городу, обществу

Иногда предлагают больше работать с молодежью. Строить больше скейт-парков, бассейнов, стадионов. Делать дополнительное образование, спорт и развлечения доступнее, конечно, важно. Но это сработает лишь отчасти. Шаг навстречу хулиганам может сработать с творческим вандализмом, например, с граффити. Такой подросток портит фасад не из протеста, а потому что он уличный художник, которому положено творить на стенах. Ему можно предложить пространство для легального творчества.

Но если человек портит фасад идейно, с посылом «чтоб вам пусто было», с таким вести переговоры бесполезно. И сколько ни построй вокруг него прекрасных ледовых кортов и музыкальных школ, он не лишит себя удовольствия испортить то, что дорого другим людям.

— Вандал не должен остаться безнаказанным. Он не закоренелый преступник. И если он осознает, как был неправ, это может вернуть его на путь истинный. Возможно, именно эта ситуация заставит их осознать, что так делать нельзя. Заставит родителей присмотреться к ребенку, принять меры. Ему станет стыдно, что за него так сильно переживают близкие, – рассуждает Екатерина.

В семье с самых малых лет нужно обсуждать, как ценен труд человека. Родителям стоит приучать ребенка работать руками, он не должен жить на всем готовом, у него должны быть обязанности по дому. Стоит обеспечить ребенку досуг с раннего возраста, помочь ему найти дело, в котором он будет молодцом, реализует себя. И главное – общаться, выслушивать, знать, что его волнует.

Есть еще момент – эмоциональный фон в обществе, невольное разрешение взрослых на преступления. Читая проклятия в соцсетях, слушая гневные речи на кухнях, подростки идут на улицы и эту словесную агрессию переплавляют в действия.

Негативом мы даем им разрешение на вандализм. Так в начале XX века проклятия в газетах черносотенцев давали моральное разрешение на погромы еврейских местечек. В наших силах не писать гадости в интернете. Даже если у вас нет детей, следите за тоном, примером показывайте – конструктивное общение возможно.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.
Сергей 76 20:28 | 6 Ноябрь 2020

Одним словом можно сказать, что просра… ли воспитание молодежи в нашей стране. Иностранные фильмы, безнаказанность «золотой» молодежи и никакого воспитания патриотизма к родной стране. А кто воспитывал? «Яблоко от яблони…»

Сергей 13:27 | 7 Ноябрь 2020

Вы же сами пишете: — «Советские подростки намного раньше современных детей приобщались к труду. У них формировалась осознанность, что продукт труда ценен, значим. Когда ты сам сколотишь и покрасишь пару лавок, рука не поднимется их ломать. Когда сам полдня готовишь, потом с благодарностью ешь мамин обед без капризов. Сейчас дети избалованы, им сложно осознать ценность труда»/Вот вам и ответ. Еще развлечений в жизни стало намного больше (и подросткам хочется еще больше). Дети когда-то ремонтом занимались в школе, мыли полы в классе, собирали макулатуру, металлолом (сейчас лом собирают алкаши, бомжи и воры), в старших классах была профориентация (ходили на завод). У детей было большое уважение к учителям и, надо сказать, они того заслуживали.

Валерий Лебедев 00:20 | 8 Ноябрь 2020

Спасибо редакции, Юлии Галанцевой и Екатерине Кононовой за очень важную, нужную, своевременную статью! Побольше бы таких материалов в газете!

В.А. 09:25 | 8 Ноябрь 2020

Спасибо, хорошо написано! Но, почему-то, ни слова о наказании тех «художников», которые испортили Крестовую. Суд состоялся или в процессе? Какой приговор он вынес, если состоялся? Вы же пишите: «Вандал не должен остаться безнаказанным.» С точки зрения подростков, эти великовозрастные «шалуны» получили известность не только в Рыбинске, но и в области, стали знамениты и, значит, примером для подражания.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме