Избранное Темы 9 декабря 2020

Испытание ковидом

Коронавирус сейчас – это не просто болезнь, это война. Горячая точка – больницы и поликлиники.
На передовой – медицинские работники

Их жизнь разделилась на «красную» и «зеленую» зоны. В обиход прочно вошли слова с приставкой «ковид». Каждая смена — вызов их опыту, профессионализму, выносливости, человечности.

Мы поговорили с врачами Пироговской больницы и узнали об их ковидных буднях.

 

Кислородное голодание

Инфекционное отделение Пироговки первое в городе начало принимать пациентов с ковидом и пневмониями. Сюда везли даже больных средней тяжести – только чтобы изолировать. Тогда, в марте-апреле, рыбинские медики впервые столкнулись с заморской болячкой. Позже они убедились в том, что вирус и пневмонии неразрывно связаны.

Летом количество больных пошло на спад, но с приходом осени ковид разбушевался, помолодел и теперь укладывает на больничные койки не только стариков, но и молодых с крепким иммунитетом. Сейчас медикам уже есть с чем сравнивать.

— Первые коронавирусные пациенты были легче, – говорит врач-инфекционист Алена Шибаева. – Сейчас у нас лечатся действительно тяжелые, с большим процентом поражения легких, которым нужна кислородная поддержка.

По образованию она педиатр, в инфекционном отделении проработала 7 лет. Когда началась катавасия с ковидом, находилась в декрете со вторым ребенком. Не досидела. В марте вышла на полставки – помогать коллегам. С ноября трудится в полную силу.

— Мне всегда нравились инфекционные болезни, у меня по ним твердая пятерка, – улыбается молодой доктор. – Диплом с отличием ни о чем не говорит, главное – призвание.

Сейчас нагрузка на врачей огромная, учитывая, что на весь Рыбинск – всего четыре инфекциониста. Сегодня Шибаева приняла 50 пациентов, 10 из них направила в стационар.

В ковид-отделении инфекционки, в так называемой «красной» зоне – 60 коек, еще четыре – в палате интенсивной терапии. Заняты все. Освобождается одна, через несколько часов, а то и минут привозят нового пациента.

В других больницах Рыбинска тоже развернуты ковид-стационары – 80 коек в больнице № 4, 100 – в больнице № 3 и 75 – в старом здании родильного дома в больнице № 1. Пока этого достаточно для города. Но никто не знает, что будет дальше.

На этой неделе кислород проведут и в палаты на втором этаже инфекционной больницы, так что теперь коек с кислородной поддержкой здесь будет уже не 30, а 50.

По словам Шибаевой, кислородная поддержка показана при дыхательной недостаточности, при наличии сниженной сатурации, нехватке воздуха и одышке. Но это лишь временная мера – постоянно сидеть на кислороде, особенно ночью, нельзя. Организму потом трудно выйти из этого состояния.

Алена Шибаева

«Космонавты» поневоле

Теоретически медики уже подкованы, понимают, что и как они лечат, запас препаратов есть, но по-прежнему очень тяжело морально.

Смена в «красной» зоне длится 6 часов. Обход – 2-3 раза в день. Тяжелых больных проверяют каждые час-два. В ПИТе пациент находится под наблюдением медсестер круглосуточно.

Вход в ковид-отделение – только в спецзащите. Защитный одноразовый костюм, респиратор, одноразовая шапочка, похожие на пакеты бахилы, две пары перчаток и пластиковые очки. Каждый раз врачи одеваются для работы в «красной» зоне как космонавты перед выходом в открытый космос. Нельзя допустить, чтобы хотя бы одно место кожи осталось открытым.

Костюм влаго- и воздухонепроницаем, поэтому все испарения идут внутрь него. Тело не дышит и теряет много влаги. Дышать через респиратор со временем становится сложно, очки запотевают. Разговаривать в нем тоже неудобно, приходится кричать, чтоб пациент услышал. Несколько часов ни попить, ни сходить в туалет, врачи терпят. После снятия костюм помещают в специальный дезинфицирующий раствор.

— За смену приходится переодеться не один раз – выходим, чтобы заполнить документы, истории болезни, осмотреть пациентов в приемном покое, – говорит Алена. – Конечно, тяжело, но, если мы не будем защищать себя, то некому будет защищать вас.

 

Метаморфозы коронавируса

В среднем ковидные больные проводят в стационаре 10-12 дней, но есть и те, кто лежит по 20-30 дней на ИВЛ. У каждого – своя схема терапии в зависимости от степени тяжести состояния.

За время работы с ковидными пациентами медики наблюдали много метаморфоз: иногда пациент с 40% поражением легких и сатурацией 75% чувствует себя лучше, чем тот, у кого легкие поражены на 20% и насыщение крови кислородом лишь немного не дотягивает до нормы. Или старушка переносит болезнь легче, чем юный организм. Каждый случай индивидуален.

— У одних клиническая картина меняется в течение недели, у других резко – за день, у третьих не меняется вообще, поражение не прогрессирует, – говорит Алена.

Самому маленькому сегодняшнему пациенту ковид-отделения всего полтора месяца. На койках – много стариков и людей средних лет. Самые тяжелые – от сорока лет и выше. Буквально на днях поступил пациент с сатурацией 50%. Благодаря гормональной терапии уже на следующий день ее удалось повысить ее до 93%.

Про тяжелые случаи, когда врачи бессильны, Алена распространяться не стала.

— Слишком больно. Представьте: семья переживает за одного своего родственника, а мы, врачи – за всех сразу. Мы помним каждого. За десять месяцев я не привыкла к этому моральному грузу. Даже стихотворение написала…

За весь период пандемии в инфекционной больнице от ковида умерло больше 10 пациентов. Их легкие были поражены на 70 и более процентов.

Михаил Цветков

КТ – не панацея

Основным диагностическим критерием для постановки диагноза «ковид» является результат ПЦР, говорит главный врач ГБ № 2 Михаил Цветков. Даже если у больного клиническая картина коронавируса, и КТ показывает поражение легких, без анализа мазка из зева нельзя утверждать, что у пациента ковид.

— Многие этого не знают и создают ажиотаж. КТ – не панацея. Более того, это не безвредная манипуляция и трети пациентов вообще не показана, – говорит руководитель. – В настоящее время принято решение, что на КТ будут принимать только при наличии направления от лечащего врача или скорой.

Мазок можно сдать в поликлинике по месту жительства бесплатно, так же как кровь или мочу.

В сутки в лаборатории больницы № 2 исследуют 98 проб. Дважды в неделю по 50 проб отправляются на анализ в Центр гигиены и эпидемиологии.

Конечно, при таком наплыве пациентов это немного, поэтому ответа приходится ждать несколько дней.

Сами медики сдают тесты регулярно, раз в месяц. Постоянно находясь в контакте с больными, они больше других рискуют заразиться ковидом.

— За время пандемии переболели уже 70 медицинских работников, в том числе два инфекциониста. Причем два терапевта не верили в вирус до тех пор, пока не переболели сами. На самом деле это лишь 10% от общего числа медиков, так что коллективный иммунитет у нас еще не сформировался, – поясняет главврач.

Александр Гаврилов

Врачи тоже люди

Цветков и сам переболел коронавирусом еще в мае, в первую волну. Перенес относительно легко. Когда анализ показал положительный результат, доктор ушел на самоизоляцию. Дискомфорт вызывала выраженная одышка, без остановки он не мог пройти и ста метров.

– Принимал противовирусные препараты и антикоагулянты для разжижения крови, обошелся без антибиотиков. Дышал свежим воздухом, как раз весной была высокая влажность. И настраивался на выздоровление – это важно, – говорит доктор.

У его коллеги, заведующего поликлиникой Александра Гаврилова, «заплюсило» летом. Долго держалась температура, бил кашель, КТ показала 40% поражения легких. В его случае ковид протекал тяжело и на простуду оказался не похож. Почти месяц Гаврилов провел в стационаре.

— Врачи тоже люди, только пациенты об этом забывают, требуя помощь, – с улыбкой говорит он. – Штат нашей поликлиники укомплектован на 60%. Сейчас из 20 участковых терапевтов работают пятеро. Кто болеет, кто не выдержал нагрузки, кто просто выгорел и ушел. Три участковых терапевта переброшены на службу в ковид-отделение. Очень выручают на участках молодые фельдшеры, в прошлом году пришли двое и в этом еще двое. Хотя в нынешней ситуации привлечь кадры очень непросто. По поликлинике вызовов стало в разы больше. В некоторые дни доходит до 200. Представляете нагрузку? Коллегам на скорой тоже несладко – на город разрываются четыре ковид-бригады. Поэтому и приходится дифференцировать: в первую очередь ехать к тому, кому действительно плохо. У нас есть волонтеры – они обзванивают больных, спрашивают о симптомах, без внимания никто не остается. Фельдшерские бригады доставляют бесплатные лекарства – парацетамол, препараты для разжижения крови. Первая партия, которую мы получили по линии облздрава, уже разошлась.

 

Проверка на прочность

Что будет с ковидом дальше, можно только догадываться. Врачи говорят, прогнозы – дело неблагодарное. Но вряд ли эта зараза исчезнет в одночасье. Неслучайно коечный фонд постепенно накапливается. Например, Тутаевская больница уже полностью перепрофилирована в ковидную лечебницу.

Медицинским учреждениям пришлось приостановить прием плановых больных и работать только с ковидом и экстренными пациентами.

— Мы в этом отношении почти не пострадали, у нас профиль – экстренный. На 300 коек у нас 200 больных на лечении как было, так и есть. Работают лор, эндокринологическое, нейрохирургическое, травматологическое, инфекционное отделения и плюс мы сейчас принимаем всю терапию города, – говорит Михаил Цветков.

Ковид проверяет на прочность людей и систему. На вопрос, что даст пандемия медикам, главврач отвечает: опыт, знания, а еще выявит отношение каждого сотрудника к своей специальности и коллективу. Не все могут выдержать такой ритм.

— Всем тяжело. Но мы справимся. Главное – защищайтесь, – обращается к рыбинцам главврач Пироговки. – В общественных местах носите маски, не злоупотребляйте походами в кафе и торговые центры и отложите массовые мероприятия, особенно детские, до лучших времен. А вот на свежем воздухе, наоборот, дышите полной грудью. И побольше водных процедур: душ, ванна, бассейн. Вирус боится воды. Будьте здоровы!

 

Стихотворение врача Шибаевой

Мы видим очень много бед,
Что к вам домой сейчас стучатся.
И помним каждого из тех,
С кем не смогли вы попрощаться.

И снова стопку горькой пьем
И тоже плачем, между прочим.
И завтра снова мы придем к тому,
Кто будет ждать нас очень.

И каждый стал нам, как родной,
Кто к нам пришел, кто нам поверил.
Мы так хотим, чтоб вы домой ушли,
Пусть даже хлопнув дверью.

И не вините нас за то,
Что бог всем дал как испытание.
Для нас и так вся ваша боль уже
Большое наказание.

Комментарии Отправляя комментарий, я даю согласие на обработку персональных данных.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Новости по теме